Онлайн-образование хуже живого обучения? Есть нюансы
Несмотря на то, что оценки у студентов при онлайн-обучении не хуже, чем при очном формате, многие обеспокоены: якобы такое образование недостаточно. В 2022 году исследователи показали, что организм иначе реагирует на онлайн-обучение, в частности, физиологическое состояние возбуждения – ниже. Теперь ученые из Рурского университета в Бохуме под руководством Морриса Геллиша и профессора Беаты Бранд-Сабери выяснили, что физиологическое состояние возбуждения во время онлайн-занятий можно изменить с помощью фактора интерактивности.
Онлайн-обучение
«С нашей точки зрения, эти результаты важны как для оценки предыдущих концепций цифрового обучения, так и для разработки будущих форматов», — говорит Моррис Геллиш. «По мере того, как приложения для цифрового обучения становятся все более популярными, учебную среду создавать так, чтобы она была ориентирована на спрос и эффективность».
Ранее команда из Бохума использовала гормональный анализ и исследования активации вегетативной нервной системы, чтобы доказать, что физиологическое состояние возбуждения студентов значительно снижается во время лекций в цифровом формате. Для текущего исследования ученые разработали три различных режима курса: традиционное очное обучение, пассивное онлайн-обучение и интерактивное онлайн-обучение. Всего в исследовании приняли участие 104 студента.
Как лучше учиться?
По сравнению с пассивным онлайн-обучением, студенты интерактивного онлайн-обучения:
- Показали повышенную концентрацию гормона стресса кортизола в слюне — это признак большего физиологического возбуждения;
- Кроме того, во время интерактивного онлайн-обучения обнаружено снижение вариабельности сердечного ритма – это признак, что симпатическая нервная система активируется в вегетативной нервной системе;
- Исходя из последнего факта, ученые установили, что организм студента переходит в «состояние повышенной готовности к действию».Так, значения интерактивного онлайн-обучения были сопоставимы с показателями очного обучения.
В опросе об опыте обучения после экспериментального курса студенты в подавляющем большинстве указывали, что они чувствовали себя более вовлеченными в занятия и учебные материалы. Однако некоторые отметили, что чувствовали больше беспокойства, например, при неправильном ответе.