Почему знак сердца совсем не похож на реальное сердце? Интересное объяснение
Еще у древних греков поэзия отождествляла сердце с любовью: философы тех времен более или менее соглашались с тем, что сердце связано с нашими самыми сильными эмоциями, включая любовь. Платон утверждал доминирующую роль груди и в любви, и в отрицательных эмоциях страха, гнева, ярости и боли. Уже среди древних римлян связь между сердцем и любовью была совсем привычной. Однажды в городе Кирена — около современной Ливии — нашли монету, датированную 510-490 гг. до н.э. На ней оказалось старейшее известное изображение сердца. Но даже тогда знак не делали похожим на человеческий орган.
Знак сердца и любви
На монете сделали рисунок с очертаниями семени растения сильфиума, ныне вымершего вида гигантского фенхеля (род травянистых растений). Почему же люди решили связать предмет финансового быта и семена растения? Сильфий славился своими противозачаточными свойствами, и древние ливийцы разбогатели, экспортируя его во все доступные точки. В итоге, они решили почтить фенхель, поместив на монету.
К 1344 году относится первая картина, где появилось сердце в форме двух лепестков, сводящихся к острому кончику, как с: ее нашли в рукописи «Роман об Александре», написанной Ламбером ле Тором. На ней женщина поднимает сердце, которое она предположительно получила от стоящего перед ней мужчины. Она принимает подарок, а мужчина прикасается к своей груди, чтобы указать место, откуда он пришел. Считается, что именно с этого момента произошел «бум» образов и изображений сердца, особенно во Франции.
Можно предположить, что художник, занимавшейся иллюстрацией был знаком с ливийскими монетами, где изображали семена сильфиума.
Культура и любовь
В течение XV века привычные для человека XXI века «сердечки» неожиданно распространилась по всей Европе. Они были на страницах рукописей и на предметах роскоши вроде брошей и подвесок: сердце встречалось в гербах, игральных картах, гребнях, деревянных сундуках, рукоятках мечей, захоронениях, гравюрах на деревеи типографских клеймах. Знак быстро адаптировали для практических и причудливых применений, большинство которых имели связь со сферой любви.
Так, француз Пьер Сала выпустил к началу XV века книгу Emblèmes et Devises d'amour («Эмблемы и девизы любви»). Сборник из 12 любовных стихов и иллюстраций предназначался для Маргариты Буллиуд, будущей жены Пьера Сала. Крошечная книга должна была удобно располагаться на ладони, напоминая о любви писателя. На одной из иллюстраций: две женщины пытаются поймать стайку летающих сердец в сеть, натянутую между двумя деревьями.
Кстати, древние римляне придерживались любопытного представления о сердце: якобы от безымянного пальца левой руки прямо к сердцу идет вена – они называли это vena amoris. Несмотря на то, что идея основана на неправильном знании анатомии человека, долгое время она сохранялась. Ношение обручального кольца на безымянном пальце восходит, вероятно, именно к римлянам.