Форс-мажор: что произойдет, если в самолет попадет молния
Именно он рекомендуется пилотам как основной вариант.
Однако уклониться от погоды не всегда получается. Между тем, если самолет попадает в грозу, он начинает буквально притягивать молнии к себе. Причина в статическом заряде, который копится на обшивке из-за трения о воздух и содержащиеся в нем частицы пыли. По статистике, один удар молнии приходится на каждые 2500-3000 часов полета. А это значит, что тысячи самолетов ежегодно испытывают его.
Что происходит при попадании молнии?
Пожалуй, самое страшное — это искра, возникшая в топливной системе. От удара током и электромагнитного излучения в момент разряда также могут пострадать электроника и люди. На обшивке, лопастях пропеллера и выступающих частях образуются каверны и оплавленные участки.
Защита самолета от молнии
Основной способ — это снятие статического заряда, чтобы уменьшить вероятность разрядов и их силу. Для этого на кромке крыльев и оперения ставят молниеотводы. В краску, которой покрывают самолет, добавляются антистатические компоненты. Есть также системы, которые генерируют заряд обратной полярности, чтобы компенсировать статическое электричество.
Чаще всего молния попадает в нос самолета. Задача инженеров сделать так, чтобы заряд пробежал по обшивке, не задев жизненно важные части. Раньше самолеты делались в основном из легких сплавов, и это снимало часть проблем. Но сейчас авиация переходит на композитные материалы. Они не проводят электричество и быстрее копят статический заряд, поэтому приходится придумывать новые решения. Например, в состав композита добавляют металлические волокна.
Двигатель, кабину и топливные баки экранируют сеткой из материалов с хорошей проводимостью, например, из меди. А топливные баки по мере расхода топлива заполняются инертным газом.
Удар молнии в кабине воспринимается как хлопок
Если все системы сработали как надо, экипаж и пассажиры могут его и не заметить. Скорее всего, их внимание захватит другая неприятность, с которой в грозовом облаке сталкивается самолет — сильнейшая турбулентность. По словам специалистов, она гораздо опаснее, чем удар молнии. Поэтому правилом №1 остается избегать залета в тучи.