25-й кадр: воздействие на подсознание или разрекламированная пустышка?

Даже если в вашей жизни нет места телевизору, вы все равно что-то да слышали про 25-й кадр. Да-да, это про то, что человеческий глаз за секунду способен уловить только 24 кадра. А если в рекламный ролик добавить 25-ый кадр и зашить в него тайное сообщение, то оно обязательно отпечатается в вашем подсознании. И вот вы уже бежите в магазин скупать ненужный хлам. Неужели 25-ый кадр действительно работает? Или же это все проделки старого сказочника Джеймса Вайкери?
25-й кадр: воздействие на подсознание или разрекламированная пустышка?
Соцсети

Давайте посмотрим правде в глаза: вот прямо сейчас вы сидите за монитором компьютера, экран которого обновляется с частотой 75 кадров в секунду, а то и больше. К чему мы это? Да к тому, что 25-ый кадр давно изжил себя и с реальностью не имеет ничего общего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А всю шумиху навел рекламщик Джеймс Вайкери, который в 1957 году в качестве эксперимента вставил 25 кадр с сообщением «Голодны? Ешьте попкорн. Пейте Кока-Колу» в триллер «Пикник».

Слова появлялись на экране кинотеатра всего на 1/300 секунды с частотой раз в пять секунд. В конце лета находчивый бизнесмен с гордостью заявил, что благодаря 25-му кадру продажа «Кока-колы» в буфете кинотеатра повысилась на 17%, а попкорна увеличилась вдвое! Вайкери не стал медлить и быстренько запатентовал свое «изобретение», открыл собственное агентство и стал грести деньги за чудо-технологию с наивных бизнесменов. Прилавки магазинов тотчас же заполнились кассетами с эффектом 25-го кадра, с помощью которых можно было бросить курить за один день, избавиться от лишнего веса, выучить китайский при помощи пресловутого гипнотического эффекта. Ай да Вайкери, ай да молодец!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но недолгим было его счастье. Ученые начали обрывать его телефоны, требуя предоставить подробности эксперимента. Ведь если при помощи 25-го кадра можно заставить людей «идти покупать», значит можно запрограммировать их на «иди и убей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Естественно Вайкери отказал им. Ведь предоставить-то ему было ничего. Тогда Джеймсу предложили провести еще один эксперимент, но уже на глазах конгрессменов, сотрудников правительственных организаций, ученых, кинооператоров, а также журналистов. Надо ли говорить, что эксперимент 1958 года провалился. В том же году Американская Психологическая Ассоциация (АПА) окончательно опровергла психологическое воздействие «технологии» 25-го кадра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что же стало с Джеймсом Вайкери?

В конце концов журналисты приперли Вайкери к стенке. Джеймс во всем признался и в июне 1958 года, закрыл все свои банковские счета и, прихватив с собой деньги фирм (около 22,5 миллионов долларов), которые клюнули на его крючок, скрылся. В 1962 году его поймали и посадили в тюрьму думать о своем поведении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее миф об «эффекте 25-го кадра» оказался удивительно живучим, упоминания о нем до сих пор появляются на страницах СМИ и даже в лекциях студентам, в некоторых государствах даже приняты законы, запрещающие использовать этот самый пресловутый эффект при демонстрации рекламных роликов на телевидении.

Почему именно 25-й кадр?

Кино — это набор слайдов, которые оживают уже при частоте 18 кадров в секунду. Именно с этой скоростью крутили фильмы на заре звукового кино.

Когда мы смотрим фильм в кинотеатре, проектору нужно время, чтобы протянуть пленку и вывести на экран следующий кадр. На это мгновение объектив проектора полностью закрывается и зритель сидит в полной темноте. Но он этого даже не ощущает, потому что в его восприятии все еще застыла картинка из предыдущего кадра.

Но инерция зрения у всех разная, поэтому при 18 кадрах в секунду изображение «дергалось», что делало просмотр фильма некомфортным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Желая сэкономить, киноиндустрия 50-ых годов пришла к тому, что 24-х кадров в секунду было вполне достаточно, чтобы пары катушек 35-миллиметровой пленки хватило на весь сеанс. И этого количества кадров хватало, чтобы изображение было достаточно плавным.

Современные же киношники не экономят и крутят свои блокбастеры с супер-четким качеством изображения на скорости 48 кадров в секунду. Каждый оригинальный кадр транслируют дважды, сводя мерцание к минимуму.

Почему 25-ый кадр не работает?

Дело в том, что мозг человека воспринимает только ту информацию, которую он получает от рецепторов. Если человек не видит 25-ый кадр, то рецепторы не считают его за изображение, и эта информация до мозга не доберется. Но если людям все-таки удалось что-то уловить, то да, информация конечно дойдет до соответствующих центров мозга и подвергнется обработке. Вот только нужна ли она избирательному мозгу? Ведь он выбирает из поступающей информации только самое важное, а все нечеткое отправляет в «корзину». Ведь наш мозг не резиновый и не может сохранить все. Совершенно очевидно, что в такой вот «белый шум» попадает и информация, записанная на пресловутом 25-м кадре.