25-й кадр: воздействие на подсознание или разрекламированная пустышка?
Давайте посмотрим правде в глаза: вот прямо сейчас вы сидите за монитором компьютера, экран которого обновляется с частотой 75 кадров в секунду, а то и больше. К чему мы это? Да к тому, что 25-ый кадр давно изжил себя и с реальностью не имеет ничего общего.
А всю шумиху навел рекламщик Джеймс Вайкери, который в 1957 году в качестве эксперимента вставил 25 кадр с сообщением «Голодны? Ешьте попкорн. Пейте Кока-Колу» в триллер «Пикник».
Слова появлялись на экране кинотеатра всего на 1/300 секунды с частотой раз в пять секунд. В конце лета находчивый бизнесмен с гордостью заявил, что благодаря 25-му кадру продажа «Кока-колы» в буфете кинотеатра повысилась на 17%, а попкорна увеличилась вдвое! Вайкери не стал медлить и быстренько запатентовал свое «изобретение», открыл собственное агентство и стал грести деньги за чудо-технологию с наивных бизнесменов. Прилавки магазинов тотчас же заполнились кассетами с эффектом 25-го кадра, с помощью которых можно было бросить курить за один день, избавиться от лишнего веса, выучить китайский при помощи пресловутого гипнотического эффекта. Ай да Вайкери, ай да молодец!
Но недолгим было его счастье. Ученые начали обрывать его телефоны, требуя предоставить подробности эксперимента. Ведь если при помощи 25-го кадра можно заставить людей «идти покупать», значит можно запрограммировать их на «иди и убей».
Естественно Вайкери отказал им. Ведь предоставить-то ему было ничего. Тогда Джеймсу предложили провести еще один эксперимент, но уже на глазах конгрессменов, сотрудников правительственных организаций, ученых, кинооператоров, а также журналистов. Надо ли говорить, что эксперимент 1958 года провалился. В том же году Американская Психологическая Ассоциация (АПА) окончательно опровергла психологическое воздействие «технологии» 25-го кадра.
Что же стало с Джеймсом Вайкери?
В конце концов журналисты приперли Вайкери к стенке. Джеймс во всем признался и в июне 1958 года, закрыл все свои банковские счета и, прихватив с собой деньги фирм (около 22,5 миллионов долларов), которые клюнули на его крючок, скрылся. В 1962 году его поймали и посадили в тюрьму думать о своем поведении.
Тем не менее миф об «эффекте 25-го кадра» оказался удивительно живучим, упоминания о нем до сих пор появляются на страницах СМИ и даже в лекциях студентам, в некоторых государствах даже приняты законы, запрещающие использовать этот самый пресловутый эффект при демонстрации рекламных роликов на телевидении.
Почему именно 25-й кадр?
Кино — это набор слайдов, которые оживают уже при частоте 18 кадров в секунду. Именно с этой скоростью крутили фильмы на заре звукового кино.
Но инерция зрения у всех разная, поэтому при 18 кадрах в секунду изображение «дергалось», что делало просмотр фильма некомфортным.
Желая сэкономить, киноиндустрия 50-ых годов пришла к тому, что 24-х кадров в секунду было вполне достаточно, чтобы пары катушек 35-миллиметровой пленки хватило на весь сеанс. И этого количества кадров хватало, чтобы изображение было достаточно плавным.
Современные же киношники не экономят и крутят свои блокбастеры с супер-четким качеством изображения на скорости 48 кадров в секунду. Каждый оригинальный кадр транслируют дважды, сводя мерцание к минимуму.
Почему 25-ый кадр не работает?
Дело в том, что мозг человека воспринимает только ту информацию, которую он получает от рецепторов. Если человек не видит 25-ый кадр, то рецепторы не считают его за изображение, и эта информация до мозга не доберется. Но если людям все-таки удалось что-то уловить, то да, информация конечно дойдет до соответствующих центров мозга и подвергнется обработке. Вот только нужна ли она избирательному мозгу? Ведь он выбирает из поступающей информации только самое важное, а все нечеткое отправляет в «корзину». Ведь наш мозг не резиновый и не может сохранить все. Совершенно очевидно, что в такой вот «белый шум» попадает и информация, записанная на пресловутом 25-м кадре.
Когда мы смотрим фильм в кинотеатре, проектору нужно время, чтобы протянуть пленку и вывести на экран следующий кадр. На это мгновение объектив проектора полностью закрывается и зритель сидит в полной темноте. Но он этого даже не ощущает, потому что в его восприятии все еще застыла картинка из предыдущего кадра.