Что такое Стокгольмский синдром?

Стокгольмский синдром — это состояние, при котором у заложников развивается психологический союз со своими похитителями во время плена. Так организм реагирует на стрессовую ситуацию, но почему это происходит и почему у этого синдрома такое название?
Что такое Стокгольмский синдром?
Unsplash

Стокгольмский синдром встречается редко. По оценкам Федерального бюро расследований, менее 8% жертв похищений демонстрируют признаки этого состояния.

Стокгольмский синдром — это психологическая травма, при которой жертва привязывается к своему похитителю и может не сбежать, когда предоставится такая возможность. Она даже может стать соучастницей преступления, желая быть вместе с новым возлюбленным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда такое название?

В 1973 году заключенный Ян-Эрик Олссон, только что сбежавший из тюрьмы, решил ограбить банк в Стокгольме. Войдя в здание, он обнаружил, что там находится 5 человек: 4 женщины и 1 мужчина. Кто-то из них успел нажать на тревожную кнопку, полиция приехала, но грабитель успел спрятаться вместе с заложниками в денежном хранилище. Уже оттуда он озвучил свои требования: 3 миллиона крон, оружие, автомобиль, а также Олссон потребовал, чтобы к нему привели его сокамерника Кларка Улофссона — тоже грабителя банков. За невыполнение его требований он пообещал убить заложников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полицейские предоставили все, чего хотел грабитель. Вот только он переживал, что во время попытки бегства его убьют. Переговоры зашли в тупик: в течение пяти дней жертвы и преступники находились в одном помещении размером 3 на 14 метров. За это время они успели найти общий язык и ни разу не пожаловались на плохое отношение со стороны грабителей, наоборот, те заботились о своих заложниках, как могли: замерзшей девушке Улофссон отдал свою куртку, а другую даму, которая не могла дозвониться до родственников, всячески утешал Олссон.

Заточённые в маленьком помещении коротали время разными способами: играли в крестики-нолики, разговаривали по душам и даже рассуждали, как лучше поступить преступникам, чтобы спастись от полиции.

В результате полиция решилась на штурм: они начали закачивать в банк слезоточивый газ. Первыми вышли грабители, а за ними — заложники. В дверях они обнялись, пожали друг другу руки и попрощались. В суде жертвы защищали преступников, убеждая, что с ними обращались хорошо, и что они не заслуживают наказания. Кларка Улофссона признали невиновным: судья поверил, что тот прибыл в банк для спасения заложников. А Яна-Эрика Олссона посадили в тюрьму на 10 лет. Трое девушек, которые 5 дней провели в денежном хранилище вместе с ним, все это время его навещали.

Такое поведение группы заложников было непонятно, поэтому криминалист Нильс Бейерот решил проанализировать эту странную ситуацию. Он и стал автором термина «стокгольмский синдром».

Причины

Объяснить, почему у одних жертв развивается Стокгольмский синдром, а у других — нет, наука не может.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда следователи ФБР опросили стюардесс, которые были взяты в заложники во время угона самолета, они пришли к выводу, что для развития этого синдрома необходимы три фактора:

  • Продолжительность заточения с преступниками должна составлять несколько дней.
  • Захватившие заложников должны были поддерживать тесный контакт с жертвами (постоянно находиться с ними в одном помещении).
  • Преступники должны были проявить некоторую доброту по отношению к жертвам или хотя бы воздержаться от причинения им вреда.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Громкие примеры

  • Мэри Макэлрой: в 1933 году 25-летнюю Макэлрой держали под прицелом четверо мужчин. Она была прикована к стене в заброшенном фермерском доме, когда похитители требовали выкуп у ее семьи. После освобождения она публично выразила сочувствие своим похитителям и с трудом назвала их имена, когда они предстали перед судом.
  • Пэтти Херст: внучка бизнесмена и издателя газеты Уильяма Рэндольфа Херста была похищена Симбионистской освободительной армией в 1974 году. Во время нахождения в плену она отреклась от своей семьи, взяла новое имя и присоединилась к своим похитителям в ограблении банков. В конце концов Херст арестовали. Девушка использовала Стокгольмский синдром в качестве своей защиты на суде. Тем не менее, она все равно была признана виновной и приговорена к 35 годам тюремного заключения, поскольку присяжные не поверили, что у нее действительно такой диагноз.
  • Наташа Кампуш: Наташа была похищена в 1998 году, тогда ей было 10 лет. Ее держали в подземном помещении более восьми лет. Похититель иногда проявлял доброту, но он также избивал ее и угрожал убить. В конце концов Наташе удалось сбежать, а преступник покончил с собой. В новостях сообщалось, что, услышав о его смерти, Наташа горько плакала, что заставило некоторых поверить, что у нее Стокгольмский синдром.