5 тайн «Моны Лизы», которые не раскрыты до сих пор
Какое название дал картине Леонардо да Винчи?
Возможно, вы не знали, но нет никаких свидетельств того, что сам Леонардо да Винчи назвал свою картину именно так. В самом раннем упоминании картины, в трудах искусствоведа Джорджо Вазари, говорится следующее: «Леонардо взялся выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, своей жены». Эти слова — первое использование ныне известного названия, но сам Вазари никогда не утверждал, что работа носила именно такое имя.
Элемент Mona в названии также является неправильным написанием Monna, итальянского термина, использовавшегося в то время для обозначения женщины высокого статуса (сокращение термина mia donna, или «моя леди»). Леонардо прямо не упоминает об этой картине в своих заметках, поэтому остается загадкой, какое название (если таковое вообще было) он дал ей сам.
Какой пейзаж на заднем плане Моны Лизы?
На заднем плане картины мы видим деревья, тропинки и далекие вершины холмов. Но что это за место? Было высказано предположение, что фон картины — это полет фантазии. Однако если люди, которые считают, что такие места существуют: одно из них — город Боббио на севере Италии, где есть мост, похожий на тот, что изображен на заднем плане картины.
Почему Вазари говорил, что картина не закончена?
Еще одна тайна заключается в том, что Вазари в своем труде «Жизнеописаниях художников» описывает картину точно так, как мы видим ее сейчас, однако искусствовед отмечает, что Леонардо не завершил полотно. «После четырехлетнего труда над ней он оставил ее незаконченной», — писал Вазари.
Тем не менее картина не кажется незаконченной. Существует мнение, что ее завершили другие художники уже после самого мастера. Однако представляется маловероятным, что двор короля Франции, которому досталась картина, стал бы вмешиваться в работу столь уважаемого художника.
Почему на картине видны только края колонн с обеих сторон?
Одной из самых необычных особенностей картины является то, что на ней изображены края оснований колонн с обеих сторон, но они не показаны целиком. В течение многих лет это приводило людей к выводу, что картина была обрезана и часть материала утеряна (как это было в случае с некоторыми другими известными картинами, такими как «Ночной дозор» Рембрандта, который был обрезан в XVIII веке, чтобы полотно было легче выставлять в музее).
В начале 1990-х профессор искусства Франк Зеллнер исследовал картину без рамы и пришел к выводу, что она не была обрезана. Леонардо написал портрет на дереве, а не на холсте, что позволило определить, что исходный материал не был изменен после снятия рамы. Вопрос о том, почему он решил показать только край колонн остается без ответа.
Есть ли другие версии картины?
Один из самых знаменитых вопросов о «Мона Лизе» заключается в том, что Леонардо, мог написать более одной ее версии. Художник Джованни Паоло Ломаццо, который работал в конце XVI века, однажды заявил, что «два самых красивых и важных портрета Леонардо — это "Мона Лизе" и "Джоконда"". Это говорит о том, что в этот период они рассматривались как две разные картины, а не как альтернативные названия для одной и той же работы.
Возможность другой версии портрета также подтверждается знаменитым эскизом Рафаэля, сделанным во время посещения мастерской Леонардо. Набросок отличается от картины из Лувра и четко показывает две целые колонны на заднем плане.
Предлагаем узнать пять самых главных загадок «Мона Лизы»