История фриков в России: зачем Петр I платил крестьянам за мутантов

Увлечение необычными человеческими телами возникло не в 20 и даже не в 19 веке. Мутации интересовали и простых прохожих, которые были готовы выложить деньги ради развлечения, и сильные мира сего не проходили мимо. Вот история отношений между фриками и правителем России.
История фриков в России: зачем Петр I платил крестьянам за мутантов
britishmuseum.org
Какое у вас мнение о правлении Петра I? Делитесь в комментариях!

Фрик-шоу - живая выставка природных аномалий человеческого тела — обрели массовую популярность в XIX и XX веках, но и в XXI веке без этого не обойтись. Тогда показывали бородатых дам, сиамских близнецов, «живых скелетов», «людей-собак» из России, «человека-слона» из Британии, гигантов, фриков с тремя ногами и двумя пенисами. Но желание увидеть людей с физиологическими аномалиями было всегда. Так, в свое время один из самых известных и великих правителей России начал платить всем, кто принесет ему «монстра».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Император Петр I на картине Жана-Марка Натье, 1717 год
Император Петр I на картине Жана-Марка Натье, 1717 год

История, Петр I и настоящие монстры

Кунсткамера в Санкт Петербурге, основанная в 1714 году, — художественный и этнографический музей, насчитывающий более 2 000 000 экспонатов. Это был самый первый музей России, чье основание было заложено императором Петром Великим, а точнее его указами о «передаче родившихся монстров за платы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В XVIII веке восприятие первого общедоступного музея в России было совсем другим. Прежде всего это было собрание курьезов, но курьезов не в смысле чего-то редко встречающегося или действительно аномального, а в смысле того, что является нормальным путем естественного развития, но сокрытым от человеческих глаз — помним, что шел «век просвещения». Музей был не просто собранием предметов, но и хранилищем знаний человека о мире и человеке.

В свое время путешествий по Европе император Петр увидел коллекции Фредерика Рюйша и Альберта Себы. Интересующийся медициной и анатомией и впечатленный собраниями голандцев Петр купил «кабинет» Себы (с чучелами животных и птиц) за 15 тысяч гульденов и коллекцию Рюйша (с препарированными телами, органами фриков — то есть детей с патологиями) за 30 тысяч гульденов: на сегодняшний день общая сумма превысила бы один миллион долларов. Именно эти покупки и заложили начало Кунсткамеры. И сейчас в бело-голубых стенах музея можно найти чучело панголина, корзины коренных американцев и более дюжины консервированных маринованных зародышей, плавающих в подозрительной желтой жидкости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Петр I увлекся «уродцами» после поездки в Голландию
Петр I увлекся «уродцами» после поездки в Голландию
britishmuseum.org

Деньги и болезни

В 1704 году Петр I идет дальше: издается указ о доставке из губерний в Петербург всевозможных «уродов и монстров», который по разным причинам не возымел желаемого эффекта, а потому в 1718 году следует второй - «О передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку». Император как бы поясняет подданным, что те ошибаются, считая рождение детей с патологиями — «диавольским действом через порчу». Объясняются естественнонаучные причины, из-за чего появляются на свет «фрики»: «от повреждения внутренняго, также от страха и мнения матерняго во время бремени ... и прочее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В указе уже сообщается о двух принесенных в коллекцию уродцах: «два младенца, каждый о двух головах, два, которые срослись телами». Государь дополняет: «Однакож в таком великом Государстве может более быть», намекая на свою уверенность, что люди скрывают «монстров» и не делятся с правительством требуемым.

За «человеческую уроду» полагалось 10 рублей, за звериную и скотскую – 5 рублей, за птичью – 3 рубля. Если же «урода» была все еще живой, то добросовестному гражданину могло перепасть 100 и даже больше рублей (если приносился другой человек) и 7-15 рублей за животное или птицу. Для понимания расценок стоит отметить: рядовой солдат получал 11 рублей в месяц, писарь — 40 рублей, военный прапорщик довольствовался 50 рублями, а полковник армии в месяц принимал 300 рублей. Наказывался недобросовестный гражданин, не пожелавший делиться с государством, тоже жестоко - «штрафу брать вдесятеро против платежа за оныя». Так, если у матери обнаружились бы живые сиамские близнецы, а она не сдала бы их Петру, то с женщины вполне могли взять ее месячную, полугодовую или годовую зарплату.