Филологическая пятиминутка: что нужно делать с ароматом — «слушать» или «чувствовать»
«И я услышал нежный аромат ее пушистых, разбившихся волос...» — пишет Куприн. Звучит, безусловно, красиво. Но есть один вопрос, которым многие озадачиваются еще со школьных лет. Да разве ж можно слышать аромат? Почему речь не о голосе и не о музыке, а писатель употребил такое выражение? Что выходит — аромат слушают или чувствуют? Так много вопросов. Ответов будет столько же в этой статье.
Почему говорят «слушать аромат»
Обратив внимание на частоту употребления выражения «слышать (слушать) запах», можно предположить, что оно стало абсолютно устойчивым в русском языке, особенно если учитывать тот факт, что нормы русского языка постоянно меняются. Но спешим вас разочаровать (а кого-то может и обрадовать), что:
Получается, что «слышать запах» является ошибкой?
На самом деле, нет. Однозначно, «слышать аромат» — это метафора, которую лингвисты пытаются упорно отрицать. И не нужно подносить флакон духов к уху, чтобы что-то там услышать. Существует такой лингвистический феномен как «синестезия»: раздражитель, в нашем случае это аромат духов, воздействует на обонятельные рецепторы, тем самым включая и другие органы чувств. И если рассуждать в этом ключе, то вполне правильно говорить «слышу запах». Таких примеров в русском языке достаточно много, например: «вкусный текст» (текст, который хочется читать снова и снова), «сладкий звук» (звук, ласкающий ухо) и многое другое.
Но все же выражаться таким образом уместно только в том случае, если вы хотите передать чувственную составляющую (душевное состояние). Если важен сам факт (нос определил запах духов), то тогда правильно говорить «чувствовать». Следуйте этому правилу и не бойтесь попасть в ситуацию, когда ваши высокопарные выражения окажутся неуместными!
Я угадаю эти духи с трех нот
Есть и другая теория. Английский парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс превратил парфюмерию в искусство и первый сравнил запахи с музыкой, расположив основные ароматические экстракты в звуковые ряды. Благодаря ему вопрос слушать запахи или нюхать их отпал сам собой. Такая структура запаха называется «ольфакторной пирамидой».
Парфюм раскладывают на «ноты», а ноты сливаются в аккорды.
Верхние ноты — первые впечатления о аромате.
Средние ноты — самые главные и стойкие составляющие аромата.
Базовые ноты — шлейф аромата.
«Услышать запах духов» — значит определить каждый компонент этой симфонии ароматов, насладиться им.
Но давайте не путать, что «tag3услышать можно только аромат". А то некоторые консультанты в магазинах так увлекаются, что предлагают клиентам послушать парфюм. Что, строго говоря, неправильно.
Так как правильно — слушать аромат или чувствовать?
Ничто вам не запрещает «слушать запах духов» в фигуральном смысле, для выражения эмоций. Но общепринятым и правильным в русском языке вариантом было и остается словосочетание «чувствовать запах духов». И хватит уже прислушиваться...
Словосочетание «слышать запах» — это исключительно разговорное выражение, тогда как в книжно-письменном стиле стилистически грамотным и общепринятым вариантом считается выражение «почувствовать запах». Тому подтверждение словарь Д. С. Ушакова, где ни слова не сказано про то, что запах можно «услышать».