Модные веяния капитализма: как брюки клеш прорвались в СССР несмотря на все запреты и ограничения властей
«Скромный парень-морячок в клешах индиго»
Бескозырка с летящими по ветру лентами, полосатая тельняшка, флотский синий воротничок с треугольным вырезом, и черные клеша, в которых было очень удобно убирать палубу и не составляло труда в любой момент подвернуть штанины. А в случае падения за борт, от них было достаточно просто избавиться, чтобы намокшие штаны не сковывали движения моряка. Но среди моряков находились модники, которые носили клеш не только из-за практичности, но и просто потому, что это было красиво.
Для большего эффекта они вшивали в края брюк небольшие куски свинца, чтобы в выходной день на суше штанины-колокола штормило во все стороны, не оставляя равнодушными женское население. За порчу формы им светил наряд вне очереди или пара суток на гауптвахте. Но разве это могло остановить настоящих модников?
Клеш вышел в народ
В 1920-е годы на морском курорте уже начали мелькать единичные женщины в широких брюках. А вот в начале 1960-х огромной толпой брюки клеш вошли в окно Европы. Они стали частью не только мужского, но и женского гардероба.
Сначала расклешенность начиналась примерно от середины икры, что позволяло визуально увеличить рост и вытянуть ноги. Не сложно догадаться, что самым распространенным материалом для такой одежды был деним. Тут как всегда вовремя подсуетился Levis, и на свет появились бессмертные «Levis 517 Boot Cut». Они отлично сочетались с обувью на толстой подошве и с каблуком, которые был в моде в то время.
В 1970-е была достигнута максимальная популярность брюк как в Северной Америке, так и в Европе. Особенно, после легендарного рок-фестиваля в Вудстоке в 1969 году, на них «подсели» хиппи.
Чтобы стать обладателем модных штанов, молодежь переделывала обычные брюки: в них вшивали дополнительный треугольный фрагмент ткани, желательно из яркого и отличающегося по цвету материала. Началась эра клеша от колена.
Клеш в СССР
Как только официальные органы СССР в строгих классических костюмах не сопротивлялись, но американская мода все же заставила сердца советских модников бешено биться, пусть и с некоторым опозданием. Наши соотечественники, не владевшие иностранными языками, французское «clocher» произносили на свой манер: «клеш», «клеша», ставя ударение на второй слог.
Сатиристический журнал «Крокодил» периодически высмеивал непричесанных стиляг в расклешенных буржуазных штанах. Нетрудно догадаться, что наша легкая промышленность эти брюки не выпускала. А значит, они сразу попадали под категорию дефицитных товаров. И тут было два пути: либо идти к спекулянтам-фарцовщикам, либо брать пример с хиппи и перешивать обычные брюки.
Для советского парня вышагивать в клешах, засунув руки в карманы, было так же круто, как девушке появиться на улице в очень короткой мини-юбке. А если добавить к ним рубашку с широким воротником, накинутым поверх пиджака, и расстегнутой верхней пуговицей, а в руки взять кассетный магнитофон, то к ногам этих мачо должна была пасть любая девушка.
К середине десятилетия власти уже устали бороться, и в женских журналах начали появлятся выкройки расклешенных брюк из цветных и клетчатых тканей.
В 1980-х джинсы временно покинули модную авансцену, чтобы отдышаться. Их сменили джинсы «трубы» и узенькие skinny, популярные у андрогинной молодежи. Но мода циклична и вы правильно сделали, если не отправили хит конца 1960-х начала 1970-х на помойку. Вытряхиваем пыль из дефицитных клешей СССР и утираем нос современным модным блогерам, которые сейчас готовы платить состояние за те самые ретро «клеши».