Этимологическая пятиминутка: откуда взялось слово «изгваздаться» и что оно обозначает
Сразу отбрасываем приставку «из-». Сейчас нас куда больше интересует основа глагола — слово «гвазда», если такое вообще существует. И представьте — существует! Именно так раньше называли топкое место, грязь и слякоть. Это слово вместе с его производными (угваздать, загваздаться) было весьма распространено в сельских районах центральной части Восточно-Европейской равнины, например, в Воронежской, Псковской, Курской областях. В Воронежской области есть даже село Гвазда, которое было основано в 1720 году возле урочища Гвазда на реке Осередь. Место это славилось заилеными топкими местами, отличавшимися в дождливую погоду грязью.
Но, за древностью лет, откуда именно это слово взялось, сказать уже сложно. Если мы откроем словарь русского языка XI-XVII веков, то ничего не найдем интересующего нас на «гвазд». Скорей всего уже тогда это слово было просторечным, потому что словарь вмещает в себя только литературную лексику.
Ничего не остается, как предположить, что «гваздаться» и «угваздаться» — слова старославянского происхождения, обозначающие способность «пачкать, пачкаться, замараться». Доказательством этого является наличие аналогичных слов в других славянских языках, например, польском (gwazdać — пачкать, марать).
А само слово «гвазда», по всей видимости, выходец из индоевропейского праязыка (в санскрите есть подходящее слово со значением «грязь, нечистота») и его близким этимологическим родственником является «гад», «гадкий».
Именно так раньше называли топкое место, грязь и слякоть