Золушка не так проста, как кажется: раскрываем жуткую правду о блудном и кровавом прошлом персонажа популярной сказки
«Золушка» на любой вкус
И такие нетипичные для нас «Золушки» встречаются в фольклоре многих народов. Действие всегда крутится вокруг обуви, но с некоторыми сюжетными отличиями. Своя «Золушка» есть даже в Китае под названием «Йе Сянь»!
Мы же с вами привыкли к бедной невинной белокурой овечке — именно такой ее преподнес Шарль Перро в 1697 году.
В его версии впервые появились тыква, фея-крестная и хрустальная туфелька. Но французский писатель сильно не заморачивался и содрал, то есть вдохновился, конечно же, сюжетом из фольклорного сборника 1634 года итальянского писателя Джамбаттисты Базиле. Разница в том, что Базиле был лишен романтики, и его Сенерентола, что с итальянского переводится как «пепел», убивает первую мачеху крышкой сундука в надежде на лучшее будущее со второй кандидатурой в жены родного отца. Зато здесь есть фея, которая сидит в финиковом дереве и выдает красивые платья. Дальше традиционно - король и хэппи энд.
Это жестокое убийство оказалось перебором даже для братьев Гримм. Нет, они никого не убили, все куда веселее. В их вариации на тему «Золушки» старшая сестра в попытках поместить ногу в ту самую туфлю отрезает себе пальцы, а вторая — отрезает себе пятки. В конце великолепной и позитивной сказки голуби выклевывают обеим глаза. Братья Гримм в полный рост.
Прототип «Золушки»
Стоит отметить, что сюжет о бедной девушке, ставшей принцессой, и ее туфельке придумал вовсе не итальянец Базиле. Он так же, как и другие авторы, позаимствовал идею из легенды о греческой куртизанки Родопис, которая жила в VI веке до н. э.
По легенде ее похитили пираты и продали в рабство для мужских утех. Выкупивший ее хозяин был настолько щедр, что подарил Родопис дорогой дар — кожаные тапки, пусть и покрытые золотом. Однажды, когда девушка купалась в реке, сандалию украл сокол и сбросил прямо на колени царю в Мемфисе. Обувка показалась ему столь совершенной, что он женился на ее обладательнице, сделав из нее египетскую царицу, закрыв глаза на блудное прошлое.
У греков легенда о Родопис была очень популярной. Эллины считали, что одна из пирамид в Гизе (пирамида Микерина) принадлежит именно Родопис! Но это не точно.
А вот истинное имя настоящей Родопис долгое время было окружено спорами историков. Геродот писал о ней, как о рабыне Дорихе, которую выкупил Хараксом — брат поэтессы Сапфо. Но за то, что он даровал женщине свободу, был жестоко высмеян в песнях собственной сестры.
Позднее, писатель Афиней, живший в II-III веках, утверждал, что Геродот неверно отождествил Дориху, упоминаемую в творчестве Сапфо, с известной гетерой Родопис, жившей веками позже. Именно эту версию в 2014 году и подтвердили найденные античные папирусы с текстами песен самой Сапфо.
Но легенда на то и легенда, чтобы быть приукрашенной или вовсе — вымышленной. Переходя из уст в уста, она обрастала небылицами, постепенно превращаясь в сказку со знакомыми чертами.