Как играли свадьбы на Руси: 5 старинных обрядов, от которых вы покроетесь мурашками
Никакого белого платья
В древности девушки не выходили замуж в белых платьях, как это положено сегодня. Белый цвет на Руси стал актуален с момента, когда на престол вступила Екатерина II: императрица, следуя европейским христианским традициям, постановила всем женщинам выходить замуж в белом цвете, который символизировал невинность, чистоту, непорочность. Именно такой полагалось быть невесте до свадьбы. Раньше женщины в столь торжественный день надевали красные сарафаны, расшитые золотыми нитями, бисером, драгоценными камнями. Каждая невеста-рукодельница сама трудилась над нарядом, желая показать будущему жениху свое мастерство.
Русские люди наделяли цвета определенными качествами. Так, красный считался красивым, благородным. Логично, что на свадьбе девушке полагалось быть красивой, поэтому красное платье считалось одним из главных атрибутов невесты. Но это не единственная причина странной традиции. В древние времена замуж могли выходить девушки, которые уже имели детей, и невинность не была главным условием. Так что перед церемонией в красный облачали зрелую, готовую к семейной жизни девушку.
Жених и невеста могли не видеть друг друга до свадьбы
Невесту для сына на Руси выбирали родители. Считалось, что влюбившись, одурманенный страстью мужчина может взять в жены недостойную даму. Часто молодые не встречались друг с другом вплоть до дня свадьбы. Так, от выражения «не весть кто» и произошло слово «невеста» - неизвестная, неведомая девушка.
Девушка на свадьбе ментально умирает и возрождается в роду жениха
За несколько дней до свадьбы невеста обходила каждый дом в деревне: прощалась с жителями, кланялась и просила прощение. Считалось, что вступая в брачный союз с мужчиной, женщина умирает для своей семьи и возрождается в роду жениха.
Девичник проходил в бане: подруги омывали невесту водой из трех ведер и громко плакали. Девушка перед свадьбой должна была пролить как можно больше слез, чтобы получить прощение семейных духов.
Бои на выкупе
Жених приезжал к дому суженой на так называемом «свадебном поезде»: в повозках находились подарки и угощения для семьи, подруг невесты. Чем длиннее поезд, тем успешнее избранник. У дверей парень проходил шуточные испытания и платил свадебный выкуп — бранье. По традиции жених должен был поучаствовать в постановочной драке с родней невесты и проиграть, тем самым показав уважительное отношение к будущим родственникам.
Первая брачная ночь на сеновале
На пиру молодоженам запрещалось много есть и пить, - так они готовились к брачной ночи. Жениху и невесте предстояло посидеть с гостями за столом и уйти раньше остальных. Ночевать полагалось в нежилом холодном доме или на сеновале. Оставаться в собственной спальне было нельзя: люди верили, что в день торжества приходят злые силы. Именно поэтому под кровать молодых укладывались всевозможные обереги — поленья, мешки с мукой, можжевеловые ветки.
С приходом православных традиций порядочная невеста сохраняла девственность до первой брачной ночи. Оставшись наедине, молодожены ели хлеб, курицу, чтобы набраться сил. После чего проходил ритуал, во время которого девушка демонстрировала покорность мужу: невеста снимала с жениха ботинки, просила у него разрешение лечь с ним рядом.
Комната новобрачных закрывалась на ключ. У двери оставался охранник-клетник (а иногда и целая компания дружков), ему полагалось контролировать процесс. После того как половой акт состоялся, жених сообщал о случившемся распорядителю и демонстрировал рубашку невесты с пятнами крови. Событие отмечалось развешиванием расшитых красными нитями полотенец и битьем горшков. Пару поздравляли с официальным вступлением в брак.
В случае, если девушка оказывалась «нечистой», ей на шею вешался хомут, а ее отец получал дырявую чашу с вином. От такой невесты семья жениха могла отказаться, вернув девушку в отчий дом. Когда все проходило без происшествий, празднования продолжались еще 7 дней.
Эти обряды на свадьбах когда-то были привычным делом для наших предков, сейчас же современному человеку они могут показаться странными и даже абсурдными.