Кто такой Филька и почему ежу все понятно: 10 крылатых выражений и их происхождение
Подонки
Трактир — место, где нередко ошивался разный сброд, который не брезговал допивать за посетителями мутный осадок алкоголя, называвшийся подонками. Но вскоре безобидное в общем-то слово прикрепилось за сомнительными личностями, которые допивали одноименные остатки. А сегодня «подонки» — это слово и вовсе с резко негативным значением.
Филькина грамота
Филька — именно так Иван Грозный называл митрополита Московского Филиппа II, у которого хватило смелости пойти против монарха. Филипп слал царю письма и открыто призывал самодержца одуматься и распустить опричнину. Все это письма Иван Грозный презрительно называл филькиными грамотами - пустыми и ничего не значащими бумажками.
Дойти до ручки
Раньше на Руси для удобства транспортировки пекли калачи с ручкой. Перед тем, как калач съесть, ручку отламывали и из гигиенических соображений выбрасывали. Эти отломанные ручки подбирали и ели нищие. А выражение «дойти до ручки» приобрело значение полной нищеты.
Не мытьем, так катаньем
Раньше деревенские женщины после стирки «катали» белье с помощью специальной скалки, тем самым хорошенько выполаскивая его и выжимая. В наше время мы говорим «не мытьем, так катаньем» в значении «достижение заветной цели любым способом».
Верста коломенская
В XVII веке царь Алексей Михайлович отдал распоряжение замерить расстояние между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском и установить на пути очень высокие верстовые столбы. С тех самых пор «верстой коломенской» называют очень высоких и худых людей.
В час по чайной ложке
Сейчас выражение означает длительный и медлительный процесс какого-либо действия с временными промежутками в весьма незначительном масштабе. А благодарить за это крылатое выражение мы должны аптекарей, которые в далекие времена выпускали микстуры, лечебные мази и настойки, а к каждой бутылочке прилагали инструкцию по применению данного лекарства, которое нужно было принимать строго по часам довольно длительное время. Тогда все измеряли не в каплях, а в чайных ложках (1 чайная ложка на стакан воды). Отсюда и значение данного крылатого выражения.
Зарубить на носу
Раньше вместо бумажных блокнотов были дощечки для записей — «нос», на которых наши предки делали всевозможные заметки, а точнее зарубки. Если брали в долг деньги, то на таких дощечках писали долг и отдавали его кредитору в качестве долговых обязательств. И если долг не был возвращен, кредитор «оставался с носом» (еще одно крылатое выражение), то есть с простой дощечкой вместо одолженных денег.
И ежу понятно
В середине прошлого века в СССР особой популярностью пользовались физико-математические школы-интернаты. Из-за большого количества желающих классы имели литеры от А до И. Но в классы с литерами Е, Ж, И попадали ученики, которые позже присоединялись к основной программе. Ученики постарше называли их «ежами» и говорили, что сложная программа и «ежу понятна».
Но есть и другая версия происхождения этого крылатого выражения. Слово «еж» было использовано Маяковским для соблюдения рифмы в стихотворении («Ясно даже и ежу — /этот Петя был буржуй»). А Стругацкие в повести «Страна багровых туч» раскрутили популярность этой фразы.
Как об стенку горох
Если хлеб всему голова, то горох — все остальное. Раньше на Руси с горохом чего только не готовили: пироги, сыры, кисель, супы. А добывать его приходилось женщинам в промышленных масштабах. Чтобы ускорить процесс и не раскрывать каждый стручок руками, изобретательный русский ум нашел выход — кидать плоды об стену. При ударе верхняя лузга отслаивалась, и горошины бойко отскакивали обратно. Женщины, насмотревшись за целый день на скачки гороха, сравнивали своих нерадивых чад с непробиваемой стеной, а вылетающий горох — со своими речами. Дескать, ни одна полезная мысль в голову ребенку не попадает, все без толку.
Горе луковое
На Руси народ большего всего любил придумывать приметы и верить в них. Раньше мальчиков ждали больше, чем девочек. С ними и хлопот меньше и будет кому дрова наколоть, траву скосить. Поэтому беременные женщины килограммами ели лук, якобы от этого непременно должен родиться мальчик. Если же рождалась девочка, то с одной стороны — это радость, с другой — некоторое разочарование. Ведь с этим «горем луковым» гораздо больше хлопот: и воспитать, и вырастить, и жениха найти.