Генрих Остерман: как немецкий дуэлянт стал серым кардиналом Анны Оиоанновны
4 мая 1703 года в Германии, в городе Иене, в трактире «У Розы» не совсем трезвый 16-летний Генрих вытащил шпагу и убил товарища, из-за чего был вынужден бежать из страны, без гроша в кармане и без перспектив. Оказавшись в Амстердаме, Остеман поступил на должность подшкипера к русскому вице-адмирала Корнелиу Крюйс. Однако по пути в Россию выяснилось, что молодой человек неплохо шарит в языках и в делопроизводстве. Крюйс похлопотал и устроил Генриха переводчиком в Посольскую канцелярию. Так началась уже русская карьера Остермана под именем Андрей Иванович. Ну а при Петре I блестящую политическую карьеру мог сделать кто угодно, главное — обладать достаточным умом и трудолюбием, а этого добра у Остермана было навалом. Разумеется Андрей Иванович быстро пошел вверх по карьерной лестнице. Россия стала для Остермана даже не второй Родиной, а единственной. И на самом деле, трудно найти человека, который сделал бы для России в те времена больше, чем Андрей Иванович: реформа управления, реформа флота, определение внешнеполитических векторов на долгие годы вперед. Разработка знаменитой «Табели о рангах» — инструмента, включившего один из самых серьезных социальных лифтов. Мощные вливания в науку. Под его попечением находилась знаменитая Великая Северная экспедиция, закрепившая за Россией богатства Сибири и Арктики. Ну и так, по мелочи: сокращение дворянской службы, уменьшение податей, меры к развитию торговли, промышленности и грамотности.
Даже после смерти первого русского императора, Остерман продолжал занимать высокие должности. Так при Екатерине I он был вице-канцлером. При Петре II фактически управлял внешней политикой государства. А при сменившей того Анне Иоанновне и вовсе стал негласным правителем страны. Племянница Петра I доверила Герману Иоганну (он же Андрей Иванович) единоличное решение и внешних и внутренних вопросов страны.
Благополучно пережив пятерых российских правителей и регентство Анны Леопольдовны, Остерман, видимо по личным причинам, оказался не нужен Елизавете Петровне. Его беспочвенно обвинили в измене, оскорблении императрицы и еще куче грехов и приговорили к казни. Но в последний момент Елизавета смилостивилась и заменила казнь на пожизненную ссылку. Остаток своих лет опальный граф прожил в заточении в Березове и умер 20 мая 1747 года. Спустя год на могиле опального политика в Березове его жена Марфа Ивановна поставила часовню, в которую часто приходила помолиться. Интересно то, что за время жизни и работы во благо Российского государства Остерман так и не завел друзей. Тем не менее, почти все современники признавали, что, несмотря на обвинения со стороны Елизаветы I, Андрей Иванович не был запачкан ни взятками, ни казнокрадством, ни участием в заговорах.
При Петре I блестящую политическую карьеру мог сделать кто угодно, главное — обладать достаточным умом и трудолюбием