Не детский писатель: за что Крупская, Сталин и другие партийные функционеры затравили Корнея Чуковского?
Маленькому Коле Корнейчукову из Одессы, изгнанному из гимназии после пяти классов, едва ли о таком мечталось. Его путь к славе был тернист, а происхождение не сулило больших высот. Ведь незаконнорожденному сыну крестьянки не полагалось даже отчества, но всегда хотелось иметь такое богатство, как отец и дед. Корней Чуковский сделал себя сам, начиная с имени.
Свой литературный путь он начал с работы в газетах, и даже имел неплохой успех как литературный критик. А сказки он писал исключительно только своим детям. Так на свет появился «Крокодил», которого Чуковский сложил для старшего сына Коленьки, когда тот мучился от высокой температуры. А за ним подтянулись и «Мойдодыр», и «Тараканище», а в 1924-ом догнал «Бармалей». Айболита же Корней Иванович придумал для своей любимой дочки. Но публиковать ничего из этого он не собирался, считая эти произведения несерьезными. Сделать это его убедил Самуил Маршак. Сейчас нам сложно представить детскую библиотеку без этих книжек, а тогда, в 1920-е годы, как назойливая муха к Чуковскому привязалась вдова Владимира Ильича Ленина, Надежда Константиновна Крупская со своей критикой.
Первой жертвой пала «Муха-Цокотуха». Крупская увидела в Комарике образ принца, в Мухе — принцессу, а в именинах и свадьбе — намеки на буржуазные праздники. Ох уж эти большевики...
А что Мойдодыр сделал плохого лично товарищу Крупской? В невинной сказке она умудрилась разглядеть оскорбление чувств — внимание! — трубочистов:
«А немытым трубочистам — стыд и срам.»
И вообще Надежда Константиновна много сетовала, что вместо описания жизни животных Чуковский пичкает детей «невероятной галиматьей». А уж в «Тараканище» только ленивый не признал товарища Сталина:
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов, и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
Сам автор скажет однажды: «Я написал двенадцать книг, и никто не обратил на них никакого внимания. Но стоило мне однажды в шутку написать "Крокодила", и я сделался знаменитым писателем». Ведь именно этого самого бедного «Крокодила» Крупская назвала «мутью, которая не пройдет бесследно для ребенка». Произведение не давало никаких полезных знаний и имело сомнительный политический смысл. А даже если и не было никакого явного политического смысла, то наверняка имелся скрытый, а если и его не было, то еще хуже — значит, вся сказка была просто набором бессмыслицы, которая ничему не учит советских детей, а только пропагандирует буржуазный и мещанский образ жизни. Да и вообще, все творчество детского писателя нарекла «чуковщиной».
По большому счету, претензии Крупской были высосаны из пальца, но авторитет ее был на тот момент велик, что сломало Чуковского. Но он не терял надежды и в конце концов сочинил сказку «Одолеем Бармалея!» с четким политическим смыслом, где Чуковский в простых и понятных образах рассказывал о фашизме и вoйне. Вот только в 1943 году нарисовался Сталин и лично вычеркнул произведение из подготовленной к печати детской антологии.
Последней попыткой Чуковского вернуться в мир детской литературы стала адаптация библейских сюжетов для школьников «Вавилонская башня и другие древние легенды». И вроде все, финишная прямая, все подписи собраны, все готово к печати, но в последний момент книгу завернули ЦК партии, назвав «подарком сионистов». Весь тираж был изъят и уничтожен. А с ним и уничтожен сам Чуковский, который скончался годом позже, так и не дождавшись признания.