«Не изобретай велосипед»: как Карл Дрез создал двухколесный транспорт

«Не изобретай велосипед»: как Карл Дрез создал двухколесный транспорт, фото
Дата рождения
29 Апреля 1785
Страна рождения
Германия
Дата смерти
10 Декабря 1851
Образование
Гейдельбергский университет
Родители
Карл Вильгельм Дрез и Эрнестина Кристина фон Кальтентал
Род деятельности
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня, согласно статистике ВЦИОМ, 86% россиян умеют кататься на велосипеде, но еще 200 лет назад двухколесный транспорт не был так популярен. Его использовали нечасто из-за плохих дорог и тяжелого управления — у первого велосипеда не было педалей, а водители должны были отталкиваться ногами от земли. Сегодня мы рассказываем о немецком изобретателе Карле Дрезе, человеке, который создал первую версию велосипеда в 1817 году.

Государственная служба и первые изобретения

В детстве Карлу Дрезу нравились различные науки. В юношестве он осваивал лесное хозяйство в частной школе своего дяди. После — поступил в Гейдельбергский университет и стал изучать физику, математику и архитектуру.

Отец Дреза был судьей и, благодаря рабочим связям, обеспечил будущее сына. Он устроил его на государственную должность лесного смотрителя в 1808 году, где Карл получал стабильную зарплату, и у него оставалось время на свои изобретения.

Наибольший интерес для изобретателя представляли транспортные средства. Однажды он создал четырехколесную карету, которой управлял кучер, используя ножные доски. В 1815 году он показал свое изобретение императору Александру I, когда тот посетил Карлсруэ, в надежде продать его. Российскому государю понравились кареты Дреза, и он пожаловал ему бриллиантовый перстень, но покупать транспорт не стал.

Существует легенда, как Дрез якобы поспорил с императором, что сможет проехать от Карлсруэ до Келя быстрее, чем почтовый кучер. Он намеревался преодолеть 52 километра, чтобы показать возможности своего изобретения. Однако чем закончился спор — остается загадкой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Монета к 200-летию изобретения велосипеда
Монета к 200-летию изобретения велосипеда
WikiCommons

Создание «беговой машины»: прототипа велосипеда

После войны Наполеона в 1812 году Европа страдала от неурожая, который привел к голоду и взлету цен на овес, из-за чего лошади стали считаться предметом роскоши. Через четыре года замерзла Темза, а в и июне выпал снег. Такие аномальные погодные условия показали еще раз, что существует необходимость в «безлошадном» средстве передвижения.

Карл Дрез начал думать над решением проблемы и в 1817 году создал транспорт на двух колесах, который был похож на современные беговелы для детей. Казалось, что деревянный велосипед может стать альтернативой повозкам.

Карл Дрез на «беговой машине»
Карл Дрез на «беговой машине»
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карл назвал свое изобретение «laufmaschine», что переводится как «беговая машина». Англичане стали его называть «draisine», а французы «draisienne» — в честь создателя.

Само же название «велосипед» ввел Жозеф Ньепс в 1818 году. Французское слово vélocipède произошло от латинских velox — «быстрый» и pes — «нога».

Велосипед Дреза состоял из двух колес от кареты, прикрепленных к деревянной раме, мягкого седла и тормозов. Он не предполагал педалей — водитель должен был отталкиваться ногами, а чтобы затормозить — нужно было потянуть за шнур, который останавливал заднее колесо.

Рисунок «беговой машины» Карла Дреза для газеты
Рисунок «беговой машины» Карла Дреза для газеты. Изобретатель опасался плагиата, а потому изобразил ее так, чтобы нога закрывала тормоза.
WikiCommons
На создание велосипеда Дреза подтолкнула детская игрушка — палка с двумя колесами и головой лошади, на которой французские дети катались, отталкиваясь ногами. Однако ее было сложно контролировать, а потому изобретатель добавил к ней руль и седло.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Демонстрация первой в мире поездки на велосипеде прошла 12 июня 1817 года в окружении толпы зевак. Изобретатель сел на велосипед и поехал из города до стрелочного пункта Шветцингера, а после обратно, преодолев около семи километров. Вся дорога заняла у Карла чуть больше часа — это было вдвое меньше, чем время пешего пути.

Гонка на велосипедах в Люксембургском саду, 1818 год
Гонка на велосипедах в Люксембургском саду, 1818 год
WikiCommons

Для привлечения большего внимания Дрезу требовалось придумать более зрелищную демонстрацию велосипеда. В апреле 1818 года он провел гонку в Люксембургском саду в Париже, куда пришли тысячи зрителей.

После соревнований в газетах писали, что «машина двигалась быстрее человека на полной скорости, а водители не выглядели уставшими», и велосипед был выпущен на рынок. Однако оказалось, что большинство дорог в разных странах было напрочь разбито. Велосипедисты стали выезжать на тротуары, что подвергало опасности пешеходов. По этой причине власти Германии, Великобритании и США запретили использование двухколесного транспорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Два велосипеда на стоянке около пляжа
Freepik
Карл Дрез создал не только велосипед, но и первую пишущую машинку с клавиатурой и мясорубку. В его честь также названо железнодорожное транспортное средство, приводимое в движение человеком, — дрезину.

Был на пике успеха, но умер в нищете

Несмотря на создание велосипеда и его временный коммерческий успех, умирал Карл Дрез в нищете. Еще во время немецких революций 1848-1849 годов изобретатель отказался от титула барона, став «гражданином Карлом Дрезом». Позже, когда прусские войска вернули себе территорию, где проживал Дрез, они казнили или поместили в психиатрические больницы всех, кто поддерживал революционеров. Карл смог избежать такой участи благодаря родственникам, однако все его имущество было конфисковано, а репутация оказалась разрушена навсегда.

Позже механика велосипедов продолжила развиваться без участия создателя. Уже в 60-х годах XIX века к изобретению Карла Дреза добавили педали, что вывело его в массовое производство. Подробнее о том, как двухколесный транспорт развивался дальше — читайте в нашем материале.

Вы просмотрели 0 из материалов