Отец фотографии: как изобретатель Жозеф Ньепс сделал первый в мире снимок

Отец фотографии: как изобретатель Жозеф Ньепс сделал первый в мире снимок, фото
Дата рождения
07 Марта 1765
Страна рождения
Франция
Дата смерти
05 Июля 1833
Образование
с 1780 по 1788 год учился ораторскому искусству в трех колледжах в городах Шалон-сюр-Сон, Труа и Анже
В браке с
Агнесса Рамера
Родители
мать — Клод Баро, отец — Клод Ньепс
Дети
Исидор Ньепс
Род деятельности
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня в наших телефонах сотни, а то и тысячи фотографий. Чтобы навсегда запечатлеть момент в мельчайших деталях достаточно нажать на кнопку, и меньше чем через секунду кадр уже в вашем цифровом хранилище. Двести лет назад о такой роскоши не могли и мечтать — производство одной фотографии иногда занимало несколько дней. Современная технология доступна нам благодаря Жозефу Ньепсу, автору первого в мире светового изображения. Рассказываем, как оратор по образованию и химик по призванию подарил нам самый точный способ отражения действительности.

Смола гваякового дерева и камера-обскура: как Жозеф Ньепс экспериментировал со светом

До изобретения фотографии увековечить свой образ помогала живопись. Правда, воспользоваться услугой «портрет под ключ» могли только представители высших сословий с внушительным капиталом.

В Российской Империи XVIII века заказать собственный портрет у именитого художника Федора Рокотова можно было за 50-100 рублей. Для сравнения, жалованье писаря на государственной службе составляло всего 20 рублей в год.

У Жозефа Ньепса стремление воспроизвести реальность на плоской поверхности началось с литографии. Это вид печатной графики, при котором изображение с камня переносится на бумагу с помощью пресса. В первой половине XVIII века популярность литографической живописи резко возросла. Одними из первых французских литографов считаются Франсиско де Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Литографическая картина Теодора Жерико «Кузнец», 1822 год
Картина французского литографа Теодора Жерико «Кузнец», 1822 год
WikiCommons/Дидье Дескуэнс

Литографический метод требовал художественных навыков — рисунок вручную наносился на каменную поверхность. Однако Жозеф Ньепс не обладал талантом к изобразительному искусству, поэтому он загорелся идеей найти способ создания реалистичных картинок, при котором «художником» выступал бы сам свет.

В 1810-х годах Ньепс активно экспериментировал с камерой-обскурой. Это буквально «темная комната» — ящик, состоящий из четырех стенок, на одной из которых расположено небольшое отверстие, а на противоположной — экран для воспроизведения световой картинки.

В середине XVIII века в Российской Империи особой популярностью пользовалась камера-обскура под названием «махина для снимания першпектив».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жозеф Ньепс придумал заменить зеркало в камере-обскуре на листы бумаги, покрытые солями серебра. Светочувствительность этого материала заставляла бумажную поверхность чернеть при попадании дневного света. В 1816 году с помощью этого метода Жозефу удалось запечатлеть пейзаж из своего окна. Изображение недолго радовало глаз — как только Ньепс достал лист из камеры, картинка моментально почернела. Через год изобретатель заинтересовался смолой хвойного гваякового дерева. Она отличалась особым свойством — под воздействием спирта аморфное вещество теряло свою растворимость. За счет контраста между измененной и нетронутой смолой можно было уловить изображение.

Как Ньепс сделал первое в мире фото

Удивительно, но основным материалом для первой фотокопии послужил «природный асфальт». В 1822 году Ньепс скопировал гравюру с изображением главы католической церкви Папы Пия VII. Жозеф нанес растворенный в лавандовом масле битум (смесь высокомолекулярных углеводородов и их производных) на отшлифованный известковый камень или металлический лист. Затем Ньепс наложил лист бумаги с отрисованной гравюрой на каменную поверхность и поставил получившуюся конструкцию под свет солнечных лучей. Жозеф назвал этот процесс гелиографией, то есть методом, при котором гравюра «рисуется» ультрафиолетом.

В 1824 году Жозеф Ньепс сделал фотографию. Он поместил известковый камень, покрытый битумом, в камеру-обскура. Чтобы полностью запечатлеть пейзаж понадобилось несколько дней — причем изображение «прорисовывалось» только при ярком дневном свете. К сожалению, этот снимок не сохранился до наших дней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым фото с натуры, дошедшим до наших дней, считается «Вид из окна в Ле Гра». На нем Жозеф Ньепс увековечил пейзаж из окна своей мастерской на юге Франции. Съемка одного кадра длилась восемь часов.

Первая фотография в мире, сделанная Жозефом Ньепсом в Ле Гра, Франция, 1826 год
Фотография Жозефа Ньепса «Вид из окна в Ле Гра»
WikiCommons

Развитие фотографии и запечатление трупов

В конце 1829 года Жозеф начал сотрудничать с изобретателем диорамы Луи Дагером. Через два года Луи открыл светочувствительность йодистого серебра, благодаря чему родился новый способ создания фотографий — дагеротипия. Главным минусом этого метода было время экспозиции. Если при написании портрета незначительные движения натурщика не влияли на результат, то при дагеротипии даже секундное моргание могло безвозвратно испортить кадр. Для качественного изображения в полностью неподвижном состоянии нужно было просидеть 15-30 минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда предприимчивый Луи Дагер решил, что лучший объект для фотосъемки — покойник. Так зародилась жуткая традиция, впоследствии ставшая семейной: снимать почивших родственников, чтобы сохранить память о них.

Жозеф Ньепс не успел заработать на своих изобретениях. Он умер от инсульта в 1933 году, не получив ни одной награды за совершенные научные открытия. Дело Ньепса продолжил его единственный сын Исидор совместно с Луи Дагером.

Портрет создателя дагеротипии Луи Дагера
Портрет Луи Дагера, 1844 год
WikiCommons

Больше о традиции посмертных фото вы можете прочитать в нашем материале!

Премии

  • 1955 В честь Жозефа Ньепса во Франции учредили премию «Niepce Prize» для профессиональных фотографов моложе 50 лет

Вы просмотрели 0 из материалов