Первый полет над землей: как братья Монгольфье изобрели воздушный шар
Люди всегда стремились в небо. Еще в XVII веке Леонардо да Винчи был уверен, что с помощью искусственных крыльев человек сможет летать. Однако шанс взглянуть на землю с высоты птичьего полета человечеству подарил именно воздушный шар. За это изобретение король Людовик XVI наградил братьев Монгольфье дворянским титулом и гербом с девизом: «Так поднимаются к звездам». В прошлом материале мы уже кратко рассказывали об истории создания воздушного шара, а сегодня поближе познакомим вас с праотцами воздухоплавания.
Жозеф и Жак Монгольфье
Братья Монгольфье родились с разницей в пять лет. Жозеф-Мишель, старший из них, 26 августа 1740 года, а Жак-Этьен — 6 января 1745 года. Братья были абсолютно разными: Жозеф был беспечным мечтателем, а Жак рос серьезным и прагматичным юношей.
Семье Монгольфье принадлежала бумажная фабрика, поэтому все 16 детей смогли получить хорошее образование. Жозеф еще со школы интересовался различными науками. Позже он поехал учится в Париж, где посещал публичные лекции, пока отец не потребовал вернуться в Анноне помогать ему с фабрикой. Там юноша стал придумывать разные механизмы, например, разработал пожарный насос. Жак же окончил строительную школу в Париже, а позже стал хорошим архитектором. После он так же, как и брат, вернулся в родной город.
В то время как предприимчивый Жак перенял на себя управление семейным бизнесом, Жозеф мечтал создать летательный аппарат. В один день 1775 года он смастерил парашют и выпрыгнул из окна семейного дома, перепугав отца. Уже тогда у молодого изобретателя появилась идея создать летательный аппарат, чтобы человек смог подняться в небо.
Идея создания воздушного шара
Однажды Жозеф Монгольфье прогуливался по Анноне и увидел, как сохнет белье на огне. Он заметил, что на нем образовывались «карманы», которые поднимали ткань наверх — тогда он понял, что горячий воздух можно использовать для подъема массивного объекта над землей.
Вернувшись домой, он взял деревянную шкатулку, покрыл ее легкой тканью, а на дне зажег бумагу — после этого конструкция поднялась к потолку. Жозеф показал свой эксперимент брату, который тоже заинтересовался идеей создания воздушного шара.
Братья Монгольфье долго пытались выяснить, какая смесь обеспечит такую температуру воздуха, чтобы шар взлетел в небо с грузом. Ею оказался результат горения мокрой шерсти и соломы. Первый опыт был печальным — оболочка шара сгорела, а затем резко взлетела в небо. Тогда братья поняли — они идут в верном направлении. Осталось только придумать, как держать огонь подальше от самого шара.
Первый запуск воздушного шара
Первый запуск монгольфьера произошел на рынке в Анноне в июне 1783 года среди знакомых и друзей. Однако полет заметили все жители города и собрались на площади посмотреть на диковинку. На борту первого шара не было пассажиров, а его оболочка состояла из холста и бумаги.
Первые воздухоплаватели: овца, утка и петух
Слух о первом летательном аппарате распространился по всей Франции. Жозефу и Жаку пришло предложение представить свое открытие в Версальском дворце. Братья Монгольфье создали новый шар для демонстрации и украсили его золотистыми завитками, знаками зодиака и солнцем. За полетом наблюдали король Людовик XVI и Мария-Антуанетта.
Всем было интересно, сможет ли монгольфьер подняться с грузом в небо, поэтому было принято решение провести эксперимент с пассажирами. Однако было не понятно, как высота подействует на человека, и Людовик XVI предложил посадить в шар заключенных. Братья Монгольфье от королевской идеи отказались и решили использовать овцу, утку и петуха.
Первый полет человека над землей
Дальше Монгольфье решили — теперь в воздух нужно поднять человека. Для этого им требовалось создать самый большой воздушный шар — его диаметр был более 13 метров, объем купола более двух тысяч кубических метров и вес около 500 килограммов.
Жозеф и Жак хотели стать первыми людьми, которые поднимутся над землей на воздушном шаре. Однако отец запретил им это делать — он переживал, что сыновья могут погибнуть. Жак спокойно воспринял просьбу, а Жозеф был разочарован, но из уважения к отцу тоже отказался от полета.
В ноябре 1783 года в полет отправился первый воздушный шар, управляемый людьми. Этими смельчаками стали физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Они поднялись на высоту около одного километра и пробыли в воздухе 25 минут, преодолев более восьми километров. Шар приземлился без происшествий, и все отпраздновали успешный полет бокалом шампанского.
Несмотря на то, что сегодня воздушный шар — это скорее экстремальное развлечение, чем транспорт, люди по-прежнему летают на монгольфьерах — шарах, наполненных нагретым воздухом. Однако технология братьев Монгольфье не единственная. Например, шарльеры (шары Жака Шарля) наполнены газом легче воздуха — водородом, гелием или аммиаком. А розьеры, придуманные Пилатром де Розье, летают одновременно на горячем воздухе и на газе, который легче воздуха, размещенных в разных оболочках. Однако принцип и сама идея воздушного шара была придумана именно братьями Монгольфье.
Премии
Вы просмотрели 0 из материалов