Рождение книги: как первый типограф Европы Иоганн Гутенберг изобрел печатный пресс

- Род деятельностиизобретатель
- Страна рожденияГермания
- Дата смерти03 Февраля 1468
- ПолМужской
- РодителиФриле Генсфлейш, Эльза Вирих
Сегодня сложно представить жизнь без книг. Несмотря на появление планшетов и ноутбуков, техника по-прежнему не заменила бумагу. Книга сопровождает человека повсюду: она учитель, наставник и вдохновитель. История книгопечатания началась еще в XVI веке, когда Иоганн Гутенберг, полный энергии и надежд, придумал буквы-оттиски.
Тайное искусство: первые шаги Иоганна Гутенберга
Иоганн Гутенберг родился в Майнце между 1397 и 1400 годами в семье патриция Фриле Генсфлейша и дочери торговца Эльзы Вирих. Брак его родителей был неравным. В городе нередко случались столкновения между патрициатом и цехами (в том числе цехом суконщиков, где работали родственники Эльзы).
Когда Иоганн был младенцем, бюргеры захватили власть в городе, из-за чего молодожены, как и другие представители аристократии, были вынуждены бежать. Так семья оказалась в Страсбурге. Мальчик учился в местной школе при монастыре и очень быстро начал помогать отцу кормить мать, троих братьев и сестер.

К 30-40 годам XV века, несмотря на то, что «изгнание» закончилось, и бюргеры объявили амнистию всем, кто сбежал, Иоганн Гутенберг все же не стал покидать Страсбург. В те годы он познакомился с местными ювелирами и начал учиться новому ремеслу. Будущий изобретатель занимался шлифовкой агата и оникса, а также производил для паломников зеркала, которые пользовались большим спросом и помогали зарабатывать хорошие деньги.
В 1430-е годы Иоганн Гутенберг познакомился с бюргером Андреасом Дритценом. Результатом этого знакомства стало создание секретного товарищества. Оно занималось «тайным искусством», но, вероятно, не очень удачно: в 1438 году родственники Дритцена возбудили процесс против Гутенберга. Они пытались отсудить деньги и купленное им имущество.

Отец пытался настоять на том, чтобы Иоганн продолжал семейное дело, однако младший сын мечтал о чем-то большем. Непонимание было таким серьезным, что Иоганн отрекся от рода. Так будущий изобретатель взял фамилию Гутенберг. Идея пришла, как ни странно, именно из семьи: Иоганн позаимствовал название родового имения матери.
Создание литер и большой долг
В 1440 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг начал медленно идти к своей мечте. Он уже знал, что хотел создать печатный станок, но для этого ему требовались трафареты — многоразовые буквы, которые могли бы переносить краску на бумагу. Сначала Гутенберг вырезал их на деревянных брусках.
Он расставлял буквы в ряд, а потом — в столбцы, составляя слова и предложения. Однако такие литеры быстро ломались. Изобретатель не знал, где взять средства на эксперименты с другими материалами. Ни один из его знакомых не согласился вступить в товарищество и помочь.

Тогда Иоганн Гутенберг был вынужден обратиться за помощью к родственникам. В 1448 году он вернулся в Майнц. Но судьба свела его с Иоганном Фустом — богатым ростовщиком, который обещал выдавать типографу 800 гульденов под 6% в год, а также 800 гульденов на прочие расходы для дела.
Для большой типографии это не было хорошими деньгами. Но теперь Иоганн Гутенберг мог усовершенствовать процесс. Для каждой буквы он сделал форму из твердого металла, которую опускал в более мягкий. Тем самым он оставлял оттиск, повторяющий изображение буквы. Далее Гутенберг заливал форму жидким металлом.
Изобретатель сразу понял, что это прорыв — он мог «штамповать» слова, выбирая нужные литеры. Чтобы упростить процесс, Гутенберг прибег к открытиям прошлых лет. В XVI веке уже существовали винный пресс, а также устройство для отжима бумаги. Изобретатель решил использовать похожий механизм.

Однако нужен был такой станок, который мог бы равномерно распределять давление по плитке и наносить на бумагу узор от начала и до конца. Тогда Гутенберг собрал пресс, в отсек которого он вставлял литеры. Подвижная каретка перемещала букву туда и обратно. В скором времени типограф изготовил еще пять разных шрифтов.
Красота печати: какие книги выпустил Иоганн Гутенберг
Первой книгой стала латинская грамматика Элия Доната. Вскоре на свет появились папские индульгенции — до наших дней дошли только 23 из них. Однако все это было только «черновиками». Иоганн Гутенберг вновь решил не отказывать себе в мечте: он собирался напечатать 42-строчную Библию на латыни. На нее у Гутенберга ушло целых пять лет!
Работа шла медленно по одной причине: каждый день удавалось оттеснить не больше 300 букв. Однако результат был качественным: Иоганн Гутенберг создал специальный раствор на основе меди, серы и свинца. Такая краска позволяла печатать литеры на бумаге, а в последствии и на металлической поверхности — буквы не смазывались и не теряли свой цвет.
Гутенберская Библия имеет два тома с 641 листами. На каждой странице было отпечатано 2 столбца и 42 строки. Ни о каких иллюстрациях не могло и быть речи, поскольку мир еще не знал таких технологий. Однако книгопечатник все же задумал главное украшение: каждая заглавная буква должна была быть отрисована вручную.

Последние годы жизни Гутенберга: отнятое дело и служба у курфюрста
Несмотря на помощь, Гутенберг не смог приумножить капитал. У него не было денег выплачивать долг, и Иоганн Фуст обратился в суд. По закону ему отошли оставшиеся финансы и мастерская. Фуст продолжил печатать книги, но уже в тайне. Другие типографы вынуждены были давать клятву, что никогда не произнесут имя настоящего изобретателя. А вот Гутенбергу пришлось начинать все сначала.
В 1560 году он присоединился к цеху Конрада Гумери, который уже был наслышан о печатном прессе. Совместным трудом они подготовили сочинение Иоганна Бальба из Генуи и грамматику на латыни. Гутенберг с удовольствием помог своим коллегам из Бамберга в печати второй Библии. Он также выпустил календари и Псалтырь.
В 1465 году Иоганн Гутенберг был принят на службу к курфюрсту Адольфу Нассаусскому. С того момента он больше не был так беден. Гутенберг ушел из жизни всего через пару лет, в 1468 году. Через пять веков, в 1900 году, последователи книгопечатника открыли Дом-музей в Майнце, где хранятся памятники типографского искусства.