Человек, родившийся с чувством неба: как Михаил Миль сконструировал вертолеты семейства «Ми»

Человек, родившийся с чувством неба: как Михаил Миль сконструировал вертолеты семейства «Ми», фото
Дата рождения
22 Ноября 1909
Страна рождения
Россия
Город рождения
Иркутск
Дата смерти
31 Января 1970
Образование
Томский политехнический институт, Донской политехнический институт
В браке с
Пана Гурьевна Руденко
Родители
Леонтий Самойлович Миль и Мария Ефимовна Миль
Дети
Надежда и Елена Миль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Михаил Миль — советский авиаконструктор, который разработал одни из самых известных вертолетов во всем мире. Они составляют основу авиационного парка России, а также значительную часть воздушного флота в более чем 100 странах. На вертолетах семейства «Ми» было установлено 60 официальных мировых рекордов, например, в 1969 году Ми-12 поднял груз в 44 205 килограммов на высоту 2255 метров.

мировые вертолеты, схема
milfund.narod.ru

Первые шаги в авиации

В детстве Михаил Миль увлекался рисованием, игрой на фортепиано и изучал иностранные языки. Однако в восемь лет мальчик заявил, что хочет конструировать самолеты. Уже в 12 лет он собрал свою первую модель летательного аппарата, которая заняла первое место на конкурсе авиамоделей в Томске.

В 16 лет юноша поступил в Сибирский технологический институт на редкое тогда направление — авиаинженер. Вместе с однокурсниками он организовал кружок и сконструировал свой первый одноместный планер, на котором поднялся в воздух. Однако на втором курсе обучения Михаил Леонтьевич был отчислен из-за доноса, что в его доме есть стулья с мягкими сидениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда Миль пошел работать в химическую лабораторию кожевенного завода, где, благодаря рекомендациям начальства, получил направление на третий курс авиационного отделения Донского политехнического института.

Михаил Миль, модель самолета
Михаил Миль
milfund.narod.ru

Конструирование первых автожиров

Летом 1929 года Михаил Леонтьевич должен был отправится на летнюю практику. Миль написал письмо авиаконструктору и своему земляку Николаю Камову, который работал в ЦАГИ над созданием первого в Советском Союзе винтокрылого аппарата, автожира, с просьбой взять его в практиканты. Так, он начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте. Камов увидел Миля за работой и позвал к себе после выпуска из Донского института на должность инженера в отдел, разрабатывающий автожир А-7.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые годы работы в ЦАГИ Михаил Леонтьевич не зарабатывал много, а потому ему приходилось подрабатывать преподавателем немецкого языка и редактором. Но уже в 1939 году Миль стал заместителем Камова на авиазаводе в подмосковном Ухтомском. На этой же должности он встретил начало Великой Отечественной войны.

Михаил Миль, война
Михаил Миль
milfund.narod.ru

Летом 1941 года авиаконструктор отправился на фронт в составе автожирной эскадрильи под Свердловск, в Билимбай. Оттуда спустя два года после начала войны Миль вернулся в Москву, где снова начал работать в ЦАГИ. В это же время Михаил Леонтьевич написал две диссертации, в которых утверждал, что вертолеты могут быть даже более удобны для армии, чем самолеты.

«Наша страна словно спроектирована для вертолетов. С вершины горы, с палубы корабля, из леса, с улицы деревни, с крыши дома или крутого утеса — с любого места, где только может жить человек, способен подняться (и приземлиться) вертолет»
Михаил Миль
Михаил Миль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструирование вертолетов семейства «Ми»

В 1947 году правительство СССР организовало конкурс на разработку вертолета для связи, в котором принял участие и Михаил Леонтьевич. У него было преимущество: в свободное время он занимался конструированием вертолетов, а потому смог представить детальный проект и выиграть конкурс. Тогда же команда Миля была выведена из состава ЦАГИ в отдельное конструкторское бюро.

Михаил Миль в конструкторском бюро
Михаил Миль в конструкторском бюро
milfund.narod.ru

Уже к началу 1950-х годов его первый вертолет Ми-1 прошел испытания и был высоко оценен госкомиссией. Началось массовое производство, которое столкнулось со сложностями: конструирование требовало больших промышленных и физических затрат. Военное руководство также не видело будущего у вертолетов, а потому производство Ми-1 остановили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако советские власти пристально следили за тем, как американские военные использовали вертолеты во время войны в Корее, а потому решили попробовать производить винтокрылый транспорт еще раз. Так, Ми-1 был выпущен массовой серией — около 2 700 машин.

Через пару лет правительство СССР дало новое задание: сконструировать десантно-транспортные вертолеты разной грузоподъемности за год. Уже через семь месяцев КБ Миля представило свою версию летательного аппарата — Ми-4. По многим техническим критериям он превосходил ранее созданные вертолеты, а потому власти дали разрешение на серийное производство.

В 1958 году на Всемирной авиационной выставке в Брюсселе Ми-4 получил золотую медаль. А в Советском Союзе авиаконструкторы получили Ленинскую премию.
вертолет, Ми-4
Ми-4
milfund.narod.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со временем Михаил Леонтьевич стал понимать, что эпоха поршневых вертолетов (а все ранее созданные им летательные аппараты были именно такими) заканчивается, и появилась необходимость в работе с газотурбинным двигателем. Первым таким вертолетом стал Ми-6, в создании которого конструкторы многое применяли в первый раз. КБ Миля стало первым, использующим несущий винт диаметром 35 метров, состоящий из пяти лопастей. Инженеры также смогли повысить грузоподъемность вертолета до 12 тонн и развить его скорость до 300 км/ч.

Вертолет Ми-6 получил прозвище «контейнер» из-за своей большой грузоподъемности.

В 1958 году Миль начал работать над модификацией Ми-6, с целью создать вертолет с большей силой. КБ ставило перед собой задачу сделать так, чтобы Ми-10 мог транспортировать крупногабаритный груз на расстояние до 250 км. Спустя десять лет вертолет использовали на Парижской авиационной выставке для демонтажа мостового крана, что вызвало восторг у всех зрителей.

вертолет, Ми-10
Ми-10
milfund.narod.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1965 году началась война во Вьетнаме, где американцы использовали бронированные вертолеты. Тогда же Михаилу Леонтьевичу было поручено сконструировать подобный вертолет для Советского Союза — Ми-24, который сейчас считается самым воюющим летательным аппаратом в мире.

Параллельно Миль работал над созданием вертолета, который бы мог перевозить стратегические ракеты, ведь в тот период времени не существовало транспортного средства, способного на это. Летом 1968 года Ми-12 совершил свой первый полет и установил несколько рекордов, которые не смогли побить до сих пор. Однако вертолет так и не был запущен в серийное производство при жизни авиаконструктора.

Михаил Миль, конструкторское бюро
Михаил Миль в КБ
milfund.narod.ru

После смерти Миля деятельность конструкторского бюро продолжили его ученики и товарищи, дорабатывая идеи Михаила Леонтьевича. Сегодня вертолеты семейства «Ми» выпускаются на предприятиях холдинга «Вертолеты России».

Вы просмотрели 0 из материалов