На волнах электричества: как Борис Якоби создал первый электродвигатель

На волнах электричества: как Борис Якоби создал первый электродвигатель, фото
Дата рождения
21 Сентября 1801
Страна рождения
Германия
Город рождения
Потсдам
Дата смерти
11 Марта 1874
Образование
Берлинский университет, Геттингенский университет
В браке с
Анна Рохановская
Родители
Шимон Якоби и Рахель Леман
Дети
Николай и Владимир Якоби
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Люди ежедневно ездят на машинах и поднимаются в лифте, однако мало кто задумывается, что еще 200 лет назад все было по-другому. Если моторы и были, то водяные, ветровые или паровые. Первый же электродвигатель создал Борис Якоби в 1834 году, благодаря этому появились многие современные приборы и аппараты.

Архитектор по образованию, физик в душе: кем был Борис Якоби

Мориц Герман Якоби (Борисом он станет только в второй половине своей жизни) родился в еврейской семье в Потсдаме. Его отец был банкиром при короле Фридрихе Вильгельме III, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.

В родном городе не было места, где Якоби мог бы готовиться к поступлению в университет, а потому юноша занимался дома. По настоянию родителей он поступил на строительный факультет в Берлинский университет в 1821 году, а позже перевелся в Геттингенский.

После получения высшего образования Якоби работал архитектором в строительном департаменте. Однако по-настоящему молодого человека всегда интересовала физика, а именно — электротехника.

Борис Якоби портрет в молодости
Борис Якоби
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды Борис Якоби решил изменить свою жизнь — уволился с работы и переехал в Кенигсберг, где в местном университете его младший брат преподавал математику. Он начал самостоятельно заниматься физикой и поставил себе цель: создать электрический двигатель для массового производства.

Изобретение электродвигателя

До Якоби все двигатели работали благодаря качательным или возвратно-поступательным движениям якоря. Однако изобретатель считал идеи предшественников неудачными.

«Такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения физических кабинетов, его нельзя будет применять в большом масштабе с какой-нибудь экономической выгодой».
Борис Якоби
Борис Якоби Немецкий и русский изобретатель

Сначала Борис Якоби пытался создать двигатель, похожий на паровую машину, которая бы работала от электричества, но все его попытки были провальными. Тогда он решил попробовать использовать притяжение и отталкивание магнитов в своей работе.

Схемы первых электродвигателей Бориса Якоби
Схемы первых электродвигателей Бориса Якоби
archive.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в 1834 году Якоби представил свое изобретение — двигатель из двух частей: неподвижной и вращающейся. Он работал от гальванических батарей — химических источников тока, которые соединены вместе для производства энергии. Однако максимальная мощность такого двигателя была всего 15 Вт, что позволяло делать около 100 оборотов в час и набирать скорость 6 км/ч.

«Российская империя — вторая родина»: переезд Якоби в Санкт-Петербург

Через год после изобретения физик опубликовал исследование, в котором рассказал о возможностях использования электродвигателей в машинах. Его работой заинтересовались в Петербургской академии наук, а император Николай I выделил 50 тысяч рублей мужчине на опыты. Борис Якоби переехал в Санкт-Петербург, где и получил гражданство.

Борис Якоби так полюбил Российскую империю, что называл ее своей второй родиной. Именно тогда изобретатель перестал быть Морицей, а стал представляться Борисом Семеновичем.

Изобретатель продолжил изучать возможности электричества и создал механизм для измерения сопротивления — вольтметр, а также открыл гальванопластику — технологию получения металлических изделий под воздействием электрического тока.

Создание электрохода

Борис Якоби стремился усовершенствовать свой двигатель и создать транспорт, который мог бы работать от электричества. Так, в 1838 году он представил миру электроход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В один день улучшенную версию электродвигателя установили на шлюпку и спустили на Неву для испытания — судно плыло против течения, а на его борту было 14 человек.

Современные электроходы
Современные электроходы
Freepik
С помощью электродвигателя, который активизировал гребной привод, шлюпка смогла двигаться со скоростью 2 км/ч, а мощность двигателя составила одну лошадиную силу.

Результаты испытания разлетелись по всему миру за считанные дни. Физик Майкл Фарадей, который создал свою версию электродвигателя, написал изобретателю письмо, где выразил надежду, что мотор Якоби в будущем можно будет установить на крупный лайнерах.

Секретные работы Якоби в области телеграфии

Якоби также проводил работы в области электрической телеграфии. В 1850 году он создал телеграф, который мог печатать буквы, а позже еще несколько аппаратов, в том числе телефон синхронного действия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какое-то время изобретатель работал над телеграфными подземными линиями. Его исследования закончились успехом — линия связи появилась между кабинетами императора и военным министром, а потому Николай I приказал засекретить все работы физика.

Якоби показывает Ленцу схему работы своего телеграфного аппарата
Якоби показывает Ленцу схему работы своего телеграфного аппарата
allmines.net

Борис Якоби никогда не останавливался на достигнутом, а также не фокусировался на одном проекте. В 1839 году он вошел в Комитет о морских минах и к началу Крымской войны помог обеспечить российский флот такими снарядами. Именно благодаря им был осуществлен подрыв британских пароходов вблизи Кронштадта.

Хотя физик считается немцем по месту своего рождения, все свои изобретения и открытия он приписывал именно Российской империи. Борис Якоби мечтал, чтобы «Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями».

Вы просмотрели 0 из материалов