На волнах электричества: как Борис Якоби создал первый электродвигатель
Люди ежедневно ездят на машинах и поднимаются в лифте, однако мало кто задумывается, что еще 200 лет назад все было по-другому. Если моторы и были, то водяные, ветровые или паровые. Первый же электродвигатель создал Борис Якоби в 1834 году, благодаря этому появились многие современные приборы и аппараты.
Архитектор по образованию, физик в душе: кем был Борис Якоби
Мориц Герман Якоби (Борисом он станет только в второй половине своей жизни) родился в еврейской семье в Потсдаме. Его отец был банкиром при короле Фридрихе Вильгельме III, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
В родном городе не было места, где Якоби мог бы готовиться к поступлению в университет, а потому юноша занимался дома. По настоянию родителей он поступил на строительный факультет в Берлинский университет в 1821 году, а позже перевелся в Геттингенский.
После получения высшего образования Якоби работал архитектором в строительном департаменте. Однако по-настоящему молодого человека всегда интересовала физика, а именно — электротехника.
Однажды Борис Якоби решил изменить свою жизнь — уволился с работы и переехал в Кенигсберг, где в местном университете его младший брат преподавал математику. Он начал самостоятельно заниматься физикой и поставил себе цель: создать электрический двигатель для массового производства.
Изобретение электродвигателя
До Якоби все двигатели работали благодаря качательным или возвратно-поступательным движениям якоря. Однако изобретатель считал идеи предшественников неудачными.
Сначала Борис Якоби пытался создать двигатель, похожий на паровую машину, которая бы работала от электричества, но все его попытки были провальными. Тогда он решил попробовать использовать притяжение и отталкивание магнитов в своей работе.
Уже в 1834 году Якоби представил свое изобретение — двигатель из двух частей: неподвижной и вращающейся. Он работал от гальванических батарей — химических источников тока, которые соединены вместе для производства энергии. Однако максимальная мощность такого двигателя была всего 15 Вт, что позволяло делать около 100 оборотов в час и набирать скорость 6 км/ч.
«Российская империя — вторая родина»: переезд Якоби в Санкт-Петербург
Через год после изобретения физик опубликовал исследование, в котором рассказал о возможностях использования электродвигателей в машинах. Его работой заинтересовались в Петербургской академии наук, а император Николай I выделил 50 тысяч рублей мужчине на опыты. Борис Якоби переехал в Санкт-Петербург, где и получил гражданство.
Изобретатель продолжил изучать возможности электричества и создал механизм для измерения сопротивления — вольтметр, а также открыл гальванопластику — технологию получения металлических изделий под воздействием электрического тока.
Создание электрохода
Борис Якоби стремился усовершенствовать свой двигатель и создать транспорт, который мог бы работать от электричества. Так, в 1838 году он представил миру электроход.
В один день улучшенную версию электродвигателя установили на шлюпку и спустили на Неву для испытания — судно плыло против течения, а на его борту было 14 человек.
Результаты испытания разлетелись по всему миру за считанные дни. Физик Майкл Фарадей, который создал свою версию электродвигателя, написал изобретателю письмо, где выразил надежду, что мотор Якоби в будущем можно будет установить на крупный лайнерах.
Секретные работы Якоби в области телеграфии
Якоби также проводил работы в области электрической телеграфии. В 1850 году он создал телеграф, который мог печатать буквы, а позже еще несколько аппаратов, в том числе телефон синхронного действия.
Какое-то время изобретатель работал над телеграфными подземными линиями. Его исследования закончились успехом — линия связи появилась между кабинетами императора и военным министром, а потому Николай I приказал засекретить все работы физика.
Борис Якоби никогда не останавливался на достигнутом, а также не фокусировался на одном проекте. В 1839 году он вошел в Комитет о морских минах и к началу Крымской войны помог обеспечить российский флот такими снарядами. Именно благодаря им был осуществлен подрыв британских пароходов вблизи Кронштадта.
Хотя физик считается немцем по месту своего рождения, все свои изобретения и открытия он приписывал именно Российской империи. Борис Якоби мечтал, чтобы «Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями».
Вы просмотрели 0 из материалов