Проведя обширный анализ психологических исследований, социальный психолог Ари Круглянски и журналист Дэн Равив в своей новой книге «В поисках значимости» показывают, как потребность людей в собственной «значимости» побуждает нас к действиям, управляет нашими чувствами и доминирует над нашими мыслями.
Как стремление к значимости подталкивает человека к вере в конспирологию

«Эксперты по человеческой мотивации утверждают, что у всех людей один и тот же набор базовых потребностей, и все, что люди делают, пытаются достичь или избегают, служит удовлетворению одной или нескольких из этих базовых потребностей», — объясняют авторы книги.

Опираясь как на академические, рецензируемые исследования, так и на личный опыт авторов, включая детство Круглянски, которое прошло в Польше во время Холокоста, авторы исследуют, как эта потребность в значимости побуждает людей к наносящим вред и даже насильственным действиям, и в том числе к вере в теории заговора. Авторы выделяют факторы, которые делают современное общество «чреватым неопределенностью» — от финансового хаоса до военных действий в разных регионах мира и глобальных кризисов здравоохранения.
«Но не одна только неопределенность вызывает у многих беспокойство», — объясняют авторы. — «Это потеря значимости, которую несет в себе неопределенность».
Кризис значимости

Они объясняют, что для некоторых людей неопределенность предполагает возможность или даже вероятность наихудшего сценария, например, финансовая нестабильность оставит их без крова, или увеличение числа иммигрантов приведет к тому, что у них самих не останется ресурсов.
«Потеря значимости, которую переживают люди по всему миру, делает их уязвимыми для особого рода нарративов, которые признают их страхи и тревоги и обвиняют неких агентов или организации в заговорах и действиях, направленных на их унижение и умаление», — поясняют авторы. — «Важным аспектом этих нарративов является призыв к оружию против стороны или сторон, якобы ответственных за эти злые махинации. В последние годы появилось множество конспирологических теорий, в которых различные виновники рассматриваются как враги, которым необходимо дать жестокий отпор, и чьи сатанинские планы должны быть сорваны».
Авторы приводят такие примеры, как теория заговора Дэвида Айка, который утверждает, что инопланетная раса рептилоидов приняла человеческий облик и готовит заговор с целью захвата мира, включая президентов США и британскую королевскую семью — теория, которую он распространил в многочисленных книгах и лекциях.

«С точки зрения психологии, главный вопрос заключается в том, что эти теории предлагают аудитории Айка, что побуждает их воспринимать эти утверждения всерьез? На самом деле, они предлагают довольно много. Во-первых, быть возможность быть посвященным в столь скандальную и шокирующую правду заставляет человека чувствовать себя особенным, одним из немногих "знающих"», — объясняют они. — «Психологическая наука показывает, что суждения и убеждения людей в значительной степени определяются их мотивами, а поскольку конспирологические истории помогают людям чувствовать себя значимыми и особенными и часто дают надежду на лучшее будущее, они, как правило, воспринимаются всерьез "лишенной значимости" аудиторией».
Авторы считают, что самая большая угроза для общества заключается в том, что «самопознание обычно в дефиците», и призывают людей разобраться в своих стремлениях к смыслу, чтобы лучше понять, что их мотивирует и что разрушает их чувство значимости.
Строгие психологические исследования показали, что большинство людей не осознают, что является причиной даже их самых обычных действий, не говоря уже об убеждениях. Авторы предлагают защитить себя от пагубного стремления к значимости через причастность к теории заговора. Лучше как следует разобраться в самом себе, используя самопознание, и понять, что заставляет нас двигаться — деньги, любовь или какие-то другие устремления.