Древняя ближневосточная цивилизация, разработавшая один из первых алфавитов, распространила свою культуру далеко и широко, но не свою ДНК. Как показало исследование сотен древних человеческих геномов, у людей населявших финикийские города по всему Средиземноморью наследников на Ближнем Востоке не было.
Финикийцы расселились по всему Средиземноморью, но не оставили своих ДНК


Финикийские города-государства имели общие языки, записанные с помощью алфавита, который был предшественником греческих и латинских. В этих городах были общие религиозные обряды. Города были связаны общей сетью морской торговли. Многие исследователи предполагали, что жители этих городов имели общих предков, связанных с ближневосточным происхождением — прародиной Финикией.
На этот вопрос попробовали ответить популяционный генетик Харальд Рингбауэр из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, и его коллеги. Ученые проанализировали ДНК останков около 200 человек из финикийских археологических памятников на Ближнем Востоке, в Европе и Северной Африке. И... ничего не нашли. Работа опубликована в журнале Nature.
Загадка предков

К удивлению Рингбауэра, люди из средиземноморских форпостов финикийской культуры — пунийцы — не имели общих предков с древними жителями Ближнего Востока.
Геномы пунических людей не всегда похожи на геномы людей из других местных популяций, таких как Сардиния. Пунические люди имели общий профиль предков, примерно такой, как у древних жителей Греции и Сицилии. Со временем в геномы пунийцев вошло североафриканское происхождение. Это отражает подъем Карфагена после 500 г. до н. э.
Уникальный состав предков, вероятно, является результатом регулярного притока миграции, связанного с «средиземноморским шоссе», поддерживаемым торговлей между финикийскими городами, говорит Рингбауэр. Исследование выявило родственных людей, найденных на отдаленных археологических раскопках, включая возможных троюродных брата и сестру, он — из Северной Африки, она — из Сицилии.

После падения финикийских городов-государств на Ближнем Востоке люди, жившие здесь, вероятно, оказались отрезанными от средиземноморского шоссе, говорит Рингбауэр.
Отсутствие ближневосточного происхождения у пунических людей не удивило Пьера Заллуа, генетика из Университета Халифа в Абу-Даби: «Финикийцы были культурой интеграции и ассимиляции. Они селились там, куда приплывали».
Рингбауэр говорит, что он хотел бы узнать, почему разные средиземноморские народы так легко перенимали финикийскую культуру, а не придерживались своих существующих практик. «Значит ли это, что финикийская культура была своего рода франшизой, которую могли перенять другие? Это вопрос для археологов», — говорит генетик.