Зураб Церетели вошел в историю как артист монументального искусства, чьи проекты вызывали споры, восхищение и критику. Уроженец Тбилиси, он стал символом эпохи Юрия Лужкова в Москве, автором гигантских скульптур, мозаик и общественных пространств. Его творчество охватило десятилетия и страны, а масштабные произведения — от памятника Петру I до «Дружбы навеки» — давно стали неотъемлемой частью среды и культурного наследия разных городов.
Вспоминаем памятники Зураба Церетели: в России, Грузии, Испании и США


Монументальное наследие Церетели: от Тбилиси до Нью-Йорка
Путь Зураба Церетели в искусстве начался с живописи, но вскоре грузин нашел себя в монументальной скульптуре. Уже в 1980-х годах он создавал символичные проекты огромных размеров.
- Одним из знаковых стал монумент «Добро побеждает зло» перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке (фото ниже).
- Святого Георгия, поражающего змея, собрали из обезвреженных ракет «Першинг» и СС-20 — символ мира между СССР и США.
- Сам Церетели подчеркивал, что проект для него — не политика, а выражение идеи дружбы народов.
В родном Тбилиси артист оставил свой след в виде мозаик, украшающих Дом политпросвещения. Абстрактный модернизм на фасаде здания эпохи застоя стал примером того, «как художник умел защищать творческое видение даже в сложные времена», — как писали некоторые искусствоведы.

Москва Церетели
Наибольшую известность Церетели получил благодаря работам в Москве.
Памятник Петру I, установленный в 1997 году, до сих пор вызывает споры. 98-метровая скульптура на Москва-реке стала символом лужковской столицы — грандиозной, противоречивой, «устремленной в прошлое и будущее одновременно».

Другим важным проектом стала Аллея правителей России — бюсты от Рюрика до Ельцина, которые как бы воплотили тысячелетнюю историю страны. «Несмотря на критику, проект вписался в московский ландшафт, став местом для размышлений о власти и времени», — писали общественные активисты.
Тбилиси Церетели
В Тбилиси Церетели начал работу над мемориалом «История Грузии» — гигантским комплексом колонн с барельефами на библейские и исторические темы (на фото ниже). Вновь, несмотря на противоречивость, монумент называли «Грузинским Стоунхенджем», а его масштаб поражает туристов.

Не менее впечатляющими были и проекты для детей. Например, детский городок в Гагре, Грузия, стал воплощением фантазии: мозаики, плавные формы и яркие цвета создали пространство, где «конструктивизм встречался с игрой воображения», — как писали искусствоведы.

Так, Зураб Церетели не ограничивался скульптурой. Он проектировал остановки, площадки, оформлял общественные пространства, пытаясь сделать искусство частью повседневной жизни.