Три года засухи подряд способствовали успеху «Заговора варваров», поворотному моменту в истории римской Британии, когда в 367 году вторжение пиктов, скоттов и саксов нанесло непоправимый ущерб римскому правлению и в конечном счете вынудило римлян покинуть остров. Работа опубликована в журнале Climatic Change.
«Заговор варваров» против римских легионов в Британии был вызван засухой

Исследователи утверждают, что пикты, скотты и саксы воспользовались голодом и социальным распадом, вызванными экстремальным периодом засухи в римской Британии, чтобы нанести сокрушительные удары по ослабленной римской обороне в 367 году н. э. Хотя Рим в конечном итоге навел порядок, некоторые историки утверждают, что провинция так и не смогла полностью восстановиться.
Заговор варваров
«Заговор варваров» 367 года н. э. был одной из самых серьезных угроз для власти Рима в Британии. Современные источники указывают, что части гарнизона на стене Адриана восстали и позволили пиктам атаковать римскую провинцию по суше и по морю. Одновременно скотты из современной Ирландии вторглись на запад, а саксы с континента высадились на юге.
Старшие римские командиры были захвачены в плен или убиты, а некоторые солдаты дезертировали и присоединились к захватчикам. Всю весну и лето небольшие группы бродили и грабили сельскую местность. Риму понадобилось два года, чтобы восстановить власть над провинцией, но уже через 40 лет около 410 г. н. э. римская администрация окончательно покинула остров.
Что рассказали деревья

В исследовании использовались записи годичных колец дуба для реконструкции температуры и уровня осадков в южной Британии во время и после «Заговора» в 367 г. н. э. Объединяя эти данные с сохранившимися римскими записями, исследователи утверждают, что сильные летние засухи в 364, 365 и 366 гг. н. э. стали толчком этих исторических событий.
В период с 350 по 500 гг. н. э. среднемесячное количество осадков в основной вегетационный период (апрель–июль) составляло 51 мм. Но в 364 г. н. э. оно упало до 29 мм; 365 г. н. э. был еще хуже — 28 мм, небольшой подъем — 37 мм в следующем не помог региону преодолеть кризис.
Профессор Ульф Бюнтген с географического факультета Кембриджа говорит: «Трехлетняя засуха могли оказать разрушительное воздействие на самый важный сельскохозяйственный регион Римской Британии. Как рассказывают нам римские писатели, это привело к нехватке продовольствия со всеми вытекающими отсюда дестабилизирующими общественными последствиями».
В период с 1836 по 2024 гг. н. э. на юге Британии засухи подобного масштаба наблюдались всего семь раз — в основном в последние десятилетия, и ни одна из них не повторялась несколько лет подряд. Это подчеркивает, насколько исключительными были засухи 364-366 годов. Исследователи не выявили других крупных засух на юге Британии в период с 350 по 500 гг. н. э. и обнаружили, что другие части северо-западной Европы избежали этих условий.
Основными культурами Римской Британии были такие культуры, как полба и шестирядный ячмень. Эти яровые культуры были уязвимыми к дефициту влаги в конце весны и начале лета, и засухи в начале лета могли привести к потере урожая.
«Засуха с 364 по 366 год н. э. существенно повлияла на рост весенних посевов, вызвав плохие урожаи», — говорит Чарльз Норман. — «Это сократило бы поставки зерна к войскам, охранявшим стену Адриана, что дало бы правдоподобный мотив для восстания, которое позволило пиктам проникнуть в северную Британию». Снижение поставок зерна могло повлиять на настроение в других римских войсках и вызвать волну дезертирства. Организовать поставки зерна с континента Риму не удалось из-за географической удаленности Британии.
В конечном счете военный и общественный распад в Римской Британии дал возможность для окружавших ее племен, включая пиктов, скоттов и саксов, вторгнуться в провинцию, хотя это был набег, а не завоевание. Засуха произошла в особенно плохой период для Римской Британии, когда ее продовольственные и военные ресурсы были направлены к рейнской границе.
Засуха и падение Рима

Исследователи расширили свой анализ климатических конфликтов на всю Римскую империю в период 350–476 гг. н. э. Они реконструировали климатические условия непосредственно до и после 106 сражений и обнаружили, что статистически значимое количество сражений произошло после засушливых лет.
Соавтор работы Татьяна Бебчук говорит: «Связь между климатом и конфликтом становится все более очевидной в наше время, поэтому эти выводы важны не только для историков. Экстремальные климатические условия приводят к голоду, который может привести к социальным проблемам, которые в конечном итоге приводят к прямому конфликту».