Тираннозавр на аукционе: как частные коллекции мешают науке

Огромные деньги и страсть к древностям мешают науке. Новое исследование показывает, что более половины известных научно ценных скелетов Tyrannosaurus rex оказались в частных руках. По словам ученых, это серьезно затрудняет изучение древних хищников и ставит под угрозу понимание их эволюции.
Виталий Маршак
Виталий Маршак
Пишу новости, составляю тесты
Тираннозавр на аукционе: как частные коллекции мешают науке
Unsplash
Исследователи посчитал подсчитали, что в настоящее время в частных коллекциях хранится 71 ценный образец Tyrannosaurus rex, а в музеях – только 61

Tyrannosaurus rex – один из самых известных и популярных динозавров. Его массивные черепа и почти полные скелеты регулярно появляются на аукционах, где их продают за десятки миллионов долларов. Музеям и ученым приходится наблюдать за этим со стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В новом исследовании, опубликованном в журнале Palaeontologia Electronica, ученые из Института палеонтологии Картаджского колледжа подсчитали, что в настоящее время в частных коллекциях хранится 71 ценный образец Tyrannosaurus rex, включая 14 молодых. В то же время в публичных музеях – только 61.

Эти находки крайне важны для науки, особенно молодые особи. Они помогают понять, как развивался тираннозавр от детства до взрослой особи. Потеря таких экземпляров – настоящая катастрофа для палеонтологов.

Что происходит на рынке?

Тень тираннозавра
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рынок окаменелостей стал частью мира роскоши. Например, в 2024 году скелет стегозавра продали за рекордные 44,6 миллиона долларов. Теперь этот экземпляр временно выставлен в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, но такие случаи скорее исключение, чем правило.

Только 11% найденных коммерческими компаниями динозавров попадают в музеи. Остальные – исчезают в частных коллекциях.

Что думают ученые?

Скелет тираннозавра
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не все ученые видят в этом трагедию. Некоторые считают, что пока еще остается достаточно материала для изучения, и беспокоиться стоит больше о контрабанде редких ископаемых, например, из Бразилии или Монголии. Но большинство признают: палеонтологи обязаны начать отслеживать, сколько ценных образцов уходит на рынок, чтобы понять масштаб проблемы.

Пока частные коллекции богатеют, наука беднеет. Возможно, Тираннозавр полностью не исчез, но доступ к его тайнам становится все более элитарным.