Художник «отправил ИИ в художественную школу» и переписал свои картины!

Американский художник Дэвид Сэлли научил ИИ живописи, чтобы вернуться к своим старым работам, — и вдохнул в них новую жизнь. Теперь серия «Новые пасторали» стала результатом неожиданного союза: человек и машина вместе искали неизведанное в живописи.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Художник «отправил ИИ в художественную школу» и переписал свои картины!
Robert Wright

В 1980-х годах художник Дэвид Сэлли стал звездой постмодернизма, запомнившись своими многослойными холстами, где он смешивал поп-культуру, историю искусства и фрагменты рекламы. В 2025 году он снова в центре внимания: в лондонской галерее Thaddaeus Ropac открылась его новая выставка, которую он разработал с помощью нейросетей.

Вместо страха перед машинами, художник воспринимает ИИ как ученика — и даже отправляет его в «виртуальную художественную школу».
Robert McKeever/© David Salle/Licensed by ARS NY, NY
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как художники меняют искусство с помощью ИИ

Дэвид Сэлли начал эксперимент с ИИ еще в 2023 году.

  1. Вместе с инженерами американский художник создал ИИ-модель, обученную на работах известных мастеров — Уорхола (цвет), Хоппера (объем), де Кирико (перспектива) и других.
  2. На старте нейросеть выдавала блестящие, мультяшные образы, — правда, слишком гладкие и безжизненные.
  3. Но когда Сэлли загрузил в ИИ сканы своих акварелей, машина «поняла» значение мазка, границы цвета, физичность бумаги — и начала создавать изображения, близкие к стилю самого художника.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
John Behrens/© David Salle / ARS New York, 2025
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Я отправил машину в художественную школу», — смеется Дэвид Сэлли.

Так, ИИ стал не просто имитатором, а полноценным партнером ИИ: алгоритм генерировал изображения, которые художник использовал как базу — иногда близкую к оригиналу, иногда намеренно искаженную.

John Behrens/© David Salle / ARS New York, 2025

Выставка картин с ИИ

Серия «Новые пасторали» основана на 12 полотнах, написанных Дэвидом Сэлли в 1999–2000 годах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда критики сочли их холодными и слишком рациональными. Сегодня, после повсеместного вмешательства ИИ, пейзажи стали более хаотичными и выразительными.

«Исчезла строгая перспектива, фигуры распадаются на фрагменты, цветовые палитры конфликтуют друг с другом. Но именно это — визуальный взрыв — делает новые работы живыми и тревожными», — пишут западные специалистыф.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из ключевых работ серии — Red Scarf («Красный шарф»). На холсте можно угадать горы, озеро и пара у воды — отсылки к прежней версии картины. Но поверх них Сэлли поместил абстрактные формы и образы, «порожденные» ИИ.

В другой работе множество тел будто вращается в вихре, образуя напряженную структуру без явного центра.
John Behrens/© David Salle / ARS New York, 2025
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущее живописи

По словам Дэвида Сэлли, ИИ — не замена, а «просто инструмент».

  • Художник не считает, что нейросеть изменила его подход к композиции или пространству: «Я просто говорю машине, что хочу, и выбираю из того, что она предлагает».

Тем не менее эксперимент с машиной оказался удачным и символичным, — отметили западные специалисты.

Сам подход Сэлли к живописи — с заимствованиями, цитатами и игрой с оригинальными источниками (картинами) — указывает на будущие подходы для взаимодействия с ИИ.

В эпоху, где оригинальность все чаще подменяется компиляцией, даже цифровой интеллект нуждается в человеческом замысле, — заявил художник.