4 года назад РЖД обещала отказаться от тепловозов в 2025 году: что получилось на практике

Компания хотела перестать закупать дизельные локомотивы, как менее экологичные по сравнению с электровозами. Решив проверить исполнение обещания, Techinsider обнаружил, что озеленение подзадержалось.
Рома Назаров
Рома Назаров
4 года назад РЖД обещала отказаться от тепловозов в 2025 году: что получилось на практике
Anthony Ivanoff — Wikimedia
Содержание

В 2021 году РЖД объявила, что откажется от приобретения локомотивов на дизельном топливе с 2025 года. Ряд источников цитировали заявление главного инженера железных дорог Сергея Кобзева, что с этого года закупать будут только электровозы и подвижной состав, работающий на природном газе и других альтернативных источниках энергии.

В 2021 году РЖД объявила, что откажется от приобретения локомотивов на дизельном топливе с 2025 года.

Как озеленяют железнодорожные перевозки

Для повышения экологичности компания хотела увеличить долю электрифицированных участков путей, чтобы расширять применение электрических поездов. Этот процесс идет, в чем мы убедились, изучив новости за последние месяцы. Например, в 2024 году продолжался перевод восточных участков БАМ на электротягу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
электрификация железной дороги
Из 122 тысяч километров железнодорожных путей в России электрифицировано около 44 тысяч км.
Noverodus - Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом, электрификация железных дорог в России считается одной из самых высоких в мире — по их протяженности мы уступаем лишь Китаю. Однако доля неэлектрифицированных путей все еще выше 50%. Строительство контактной сети – дело затратное и небыстрое. К тому же, на железных дорогах работает огромное количество маневровых локомотивов, которым нужна большая независимость от контактной сети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для работы там, где пустить электричество не успели или не могут, РЖД хотела приобретать газомоторную технику – по сути, те же тепловозы и дизель-поезда, но работающие на природном газе. При работе на газовом топливе выбросы дизельных двигателей намного меньше, чем на дизельном топливе.

тэм19 газотепловоз
В 2013 году «Трансмашхолдинг» построил первый газотепловоз ТЭМ19. В цилиндрическом баке хранится сжиженный природный газ.
Белов А.В. - Wikipedia

Еще более интересным направлением должны были стать водородные и аккумуляторные поезда. В мире такая техника постепенно становится популярнее, хотя встречается она все еще редко.

С 2024 года рабочих на завод Tesla в Германии возит аккумуляторный поезд Giga Train фото
С 2024 года рабочих на завод Tesla в Германии возит аккумуляторный поезд Giga Train.
NEB
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2025 год наступил. Тепловозы живее всех живых

По нашим данным, в 2024 году РЖД приобрела несколько сотен электровозов и тепловозов. В 2025 году она намерена также закупать и те, и другие. По-видимому, пока работающие на дизельном топливе. Известно, что в 2026 году российские производители локомотивов должны представить на испытания первые предсерийные газотепловозы.

Зато если в прошлом году на 3 электровоза в среднем дороги покупали 2 тепловоза, то в нынешнем году будет примерно 2 электровоза на 1 тепловоз. Так что дизель все же ме-е-едленно отходит в прошлое.

новые тепловозы на заводе
Уральские локомотивы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда увидим поезда на альтернативной энергии

В этом году партнер РЖД компания ТМХ обещала представить опытный образец первого водородного поезда. А в 2026-м два таких «водородовоза» должны начать работать на Сахалине, где строится первый в России кластер производства чистого водорода. Еще через 2 года должно начаться их постепенное внедрение в других регионах.

Макет первого водородного поезда России представили в 2023 году.
Макет будущего водородного поезда России представили в 2023 году.
Трансмашхолдинг
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По аккумуляторным локомотивам пока ничего не слышно.

В целом, впечатления смешанные. С одной стороны, отечественные железные дороги однозначно идут в сторону чистого транспорта. С другой, процесс идет медленнее, чем было объявлено. Зачем тогда было обещать нереальные вещи?

Но может быть, такова жизненная мудрость, что надо ставить завышенные цели? Тогда и половинчатый результат – это хороший результат.

А вы довольны успехами РЖД в вопросах экологизации?
Скорее да
Скорее нет