В 2021 году РЖД объявила, что откажется от приобретения локомотивов на дизельном топливе с 2025 года. Ряд источников цитировали заявление главного инженера железных дорог Сергея Кобзева, что с этого года закупать будут только электровозы и подвижной состав, работающий на природном газе и других альтернативных источниках энергии.
4 года назад РЖД обещала отказаться от тепловозов в 2025 году: что получилось на практике

Как озеленяют железнодорожные перевозки
Для повышения экологичности компания хотела увеличить долю электрифицированных участков путей, чтобы расширять применение электрических поездов. Этот процесс идет, в чем мы убедились, изучив новости за последние месяцы. Например, в 2024 году продолжался перевод восточных участков БАМ на электротягу.

В целом, электрификация железных дорог в России считается одной из самых высоких в мире — по их протяженности мы уступаем лишь Китаю. Однако доля неэлектрифицированных путей все еще выше 50%. Строительство контактной сети – дело затратное и небыстрое. К тому же, на железных дорогах работает огромное количество маневровых локомотивов, которым нужна большая независимость от контактной сети.
Для работы там, где пустить электричество не успели или не могут, РЖД хотела приобретать газомоторную технику – по сути, те же тепловозы и дизель-поезда, но работающие на природном газе. При работе на газовом топливе выбросы дизельных двигателей намного меньше, чем на дизельном топливе.

Еще более интересным направлением должны были стать водородные и аккумуляторные поезда. В мире такая техника постепенно становится популярнее, хотя встречается она все еще редко.

2025 год наступил. Тепловозы живее всех живых
По нашим данным, в 2024 году РЖД приобрела несколько сотен электровозов и тепловозов. В 2025 году она намерена также закупать и те, и другие. По-видимому, пока работающие на дизельном топливе. Известно, что в 2026 году российские производители локомотивов должны представить на испытания первые предсерийные газотепловозы.
Зато если в прошлом году на 3 электровоза в среднем дороги покупали 2 тепловоза, то в нынешнем году будет примерно 2 электровоза на 1 тепловоз. Так что дизель все же ме-е-едленно отходит в прошлое.

Когда увидим поезда на альтернативной энергии
В этом году партнер РЖД компания ТМХ обещала представить опытный образец первого водородного поезда. А в 2026-м два таких «водородовоза» должны начать работать на Сахалине, где строится первый в России кластер производства чистого водорода. Еще через 2 года должно начаться их постепенное внедрение в других регионах.

По аккумуляторным локомотивам пока ничего не слышно.
В целом, впечатления смешанные. С одной стороны, отечественные железные дороги однозначно идут в сторону чистого транспорта. С другой, процесс идет медленнее, чем было объявлено. Зачем тогда было обещать нереальные вещи?
Но может быть, такова жизненная мудрость, что надо ставить завышенные цели? Тогда и половинчатый результат – это хороший результат.