Исследователи создали самую большую и подробную на сегодняшний день схему соединений мозга млекопитающего, картировав клетки в кубическом миллиметре мозговой ткани мыши. Важнейшим достижением является то, что диаграмма также подробно отображает активность огромного количества отдельных нейронов — впервые в истории нейронауки.
Впервые на карте мозга показаны 82000 нейронов и 500 миллионов синапсов

Трехмерная карта высокого разрешения содержит более 200 000 клеток мозга, около 82 000 из которых являются нейронами. Карта также включает в себя более 500 миллионов нейронных связей, так называемых синапсов, и более 4 километров нейронных связей, которые находятся в крошечном блоке ткани в области мозга, отвечающей за зрение. Единственная карта мозга сопоставимого масштаба — это карта человеческого мозга объемом в один кубический миллиметр, которая включает 16 000 нейронов и 150 миллионов синапсов. Новая карта также зафиксировала тысячи сигналов активности десятков нейронов, взаимодействующих друг с другом для обработки визуальной информации.
Эта карта мозговой активности в сочетании со схемой синаптических соединений знаменует собой важную веху в коннектомике — области, которая стремится показать, как мозг обрабатывает и организует информацию. За этими масштабными усилиями стоят более 150 исследователей проекта «Машинный интеллект на основе кортикальных сетей» (MICrONS), которые описали свою работу в пакете из восьми статей, опубликованных сегодня в журналах Nature и Nature Methods. Проект MICrONS предоставил свои ресурсы сообществу нейробиологов в режиме онлайн, и другие группы уже изучают их в различных исследованиях.
«Им удалось сделать то, чего мы как нейробиологическое сообщество не делали практически за всю нашу историю, а именно — сопоставить активность нейронов с их связями в очень большой популяции нейронов», — говорит Мариэла Петкова, нейробиолог из Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, которая не принимает участия в проекте. — «Мы никогда не видели этого в таких масштабах».
«Данные действительно потрясающе красивы», — говорит Форрест Коллман, нейробиолог из Института исследований мозга Аллена в Сиэтле, штат Вашингтон, который был соавтором исследований. «Глядя на это, действительно испытываешь благоговение перед сложностью мозга, которое очень похоже на то, как если бы ты смотрел на ночные звезды».
Мышь в матрице

Для создания карты исследователи сначала зарегистрировали активацию почти 76 000 нейронов в зрительной коре головного мозга мыши, когда животное в течение двух часов смотрело различные видеоролики, включая отрывки из «Матрицы». Затем они разрезали кубический миллиметр мозга мыши на тысячи кусочков ткани, каждый из которых был примерно в одну четырехсотую ширины человеческого волоса.
Ученые сделали снимки каждого среза и собрали их в трехмерную карту. Наконец, они использовали искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения для описания нейронов, их разветвлений и синапсов. Команда также сопоставила нейроны на карте с записями активности клеток мозга.
Огонь рождает связь, связь питает огонь

Работа позволила понять основные правила, формирующие нейронные цепи в мозге мыши. Например, авторы обнаружили, что нейроны в коре головного мозга, реагирующие на схожие типы визуальных признаков, такие как определенные формы или направления движения, часто образуют больше связей друг с другом, независимо от того, насколько далеко они находятся, чем с нейронами, которые специализируются на другом типе признаков.
По словам Коллмана, результаты добавляют новый штрих к давно существующей теории в нейронауке, а именно, что «нейроны, которые активируются одновременно, связываются друг с другом». Предыдущие исследования проверяли эту теорию только на ограниченном количестве нейронов и синапсов. Новое исследование показывает, что «существуют различия в том, насколько это правило применяется к различным компонентам коры», добавляет Коллман.
Исследователи MICrONS надеются, что их набор данных поможет выявить различные особенности и процессы в мозге. «Существуют всевозможные области коры, которые мы понимаем на разных уровнях детализации и разными способами. И я думаю, что это на самом деле только начало выявления связи структуры и функции», — говорит Клей Рид, нейробиолог из Института Аллена и соавтор статей MICrONS.
Мориц Хельмштедтер, нейробиолог из Института исследований мозга Общества Макса Планка во Франкфурте, Германия говорит, что исследователи могут использовать карты нейронных связей для изучения того, как мозг хранит и вызывает визуальные воспоминания, такие как «наши воспоминания о последнем дне рождения или о наших бабушках и дедушках». «Это большие открытые вопросы о коре головного мозга млекопитающих, которые по-прежнему являются фундаментальными», — добавляет он.
Карта охватывает около 0,2% мозга мыши, но команда MICrONS будет тестировать технологии для картирования всего мозга животного, говорит Нуно Масарико да Кошта, нейроанатом из Института Аллена и соавтор работы.