Спущенный на воду в 2014 году, корабль изначально конструировался как балкер – судно, предназначенное для перевозки насыпных грузов. В 2020-м его перепрофилировали под перевозку фруктовых и овощных соков. С тех пор он плавал под шведским флагом – еще без парусов.
В 6 раз лучше обычного паруса: корабль-соковоз получил самые большие турбопаруса в мире

Евросоюз ужесточил эконормы для судоходства
1 января 2025 года в Евросоюзе приняли новые нормы вредных выбросов для морского транспорта FuelEU Maritime, заставившие судовладельцев задуматься о повышении эффективности не только новых, но и существующих судов.
Владельцы Atlantic Orchard решили оснастить судно турбопарусами eSAILs, разработанными испанской фирмой bound4blue. а «Это простой, проверенный и экономически выгодный путь к более экологичным операциям для самых разных типов судов, включая такие уникальные, как перевозчики сока, считает», – считает Хосе Мигель Бермудес, глава и сооснователь bound4blue.

Самые большие турбопаруса в истории
Спроектированные под него турбопаруса являются самыми большими на сегодняшний день, их высота 26 метров. На палубе их смонтировали на основаниях, которые предназначались для палубных кранов еще в те времена, когда судно работало балкером. Это позволило провести установку и встроить в системы управления программный модуль для управления парусами за очень сжатый срок, так что соковоз практически не простаивал.
Управляются паруса полностью в автоматическом режиме, так что нагрузка на экипаж не увеличилась.


Турбопарусам уже 100 лет
В начале 20 века немецкий инженер Антон Флеттнер попробовал задействовать физический эффект Магнуса для движения судов и создал ротор Флеттнера.
Турбопарус выглядит как вертикальная труба яйцевидного профиля с подвижным обтекателем на задней кромке. В вершину встроен вентилятор, засасывающий воздух и выдувающий его через щель на задней кромке.


На ветру такой парус создает перепад давления: разрежение с наветренной стороны, давление с подветренной. За счет этого создается многократно большая подъемная сила, чем на обычном парусе. Что еще привлекательнее, такой парус создает тягу, даже когда судно идет очень круто к ветру, с углом между носом и линией ветра всего 25°.
Флеттнер в 1924 году установил пару 12-метровых роторов на шхуне «Букау» и пересек Атлантический океан, доказав работоспособность идеи. Позже он поставил более крупные роторы на сухогрузе, после чего про его изобретение забыли на полвека.


В 1980-х его оживил знаменитый исследователь океана Жак-Ив Кусто, захотевший создать экологичный исследовательский корабль. Так родился инновационный парусник Alcyone. Тогда же впервые роторы Флеттнера назвали «турбопарусами».
Роторы Alcyona развивали тягу в 3,5-4 раза больше, чем обычные паруса той же площади. bound4blue утверждает, что ее новые паруса, оптимизированные с помощью компьютерных систем, увеличили преимущество до 6-7-кратного.
С учетом ужесточившихся правил, интерес к турбопарусам в наши времена быстро растет. Atlantic Orchard для испанской фирмы стал уже третьим реализованным проектом, и он поставил новый рекорд масштабов.