Когда наш разум блуждает, наш мозг учится

Мы все бывали в таком положении — сидели на собрании или в классе, но вдруг осознавали, что за последние пять минут не услышали ни слова, потому что наши мысли витали где-то далеко. Возникает неприятное чувство! Вы пытаетесь сосредоточиться, возможно, испытывая чувство вины. Но, кажется, это просто невозможно!
Екатерина Бельчикова
Екатерина Бельчикова
Редактор TechInsider
Когда наш разум блуждает, наш мозг учится
Freepik
В конце концов, разве сосредоточенность не должна быть краеугольным камнем обучения?

На протяжении десятилетий преподаватели и работодатели считали, что «блуждание мыслей» является врагом продуктивности и обучения. Но что, если они все это время ошибались? Что, если эти мысленные обходные пути на самом деле помогают нам лучше усваивать определенные вещи?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новое исследование, опубликованное в Journal of Neuroscience, предполагает, что блуждание мыслей не просто безвредно; оно может значительно повысить нашу способность улавливать тонкие закономерности в окружающем нас мире.

Удивительные преимущества блуждающего ума

девушка мечтает
Freepik

Исследование, проведенное учеными из различных европейских институтов, показало, что когда участники отвлекались во время выполнения компьютерной задачи, у них лучше получалось выявлять скрытые статистические закономерности, даже если они сознательно не пытались их обнаружить.

«Блуждание мыслей, занимающее 30-50% нашего времени бодрствования, остается загадочным явлением в когнитивной нейронауке», — отмечают исследователи. Учитывая, как много в нашей ментальной жизни связано с такими блуждающими мыслями, кажется маловероятным, что они не служат никакой цели.

Исследователи работали с 37 участниками, средний возраст которых составлял 22 года. Каждый участник выполнил специальное компьютерное задание, предназначенное для измерения как склонности к блужданию мыслей, так и способности улавливать тонкие статистические закономерности, не осознавая этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время выполнения задания участники надевали колпачки для электроэнцефалографии (ЭЭГ), чтобы контролировать активность своего мозга. Исследователи периодически прерывали их, чтобы спросить об их мыслях: были ли они сосредоточены на задаче или думали о чем-то совершенно другом.

О чем свидетельствуют мозговые паттерны

человек мечтает
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анализируя результаты, исследовательская группа обнаружила нечто неожиданное: участники лучше распознавали закономерности в периоды, когда, по их словам, их мысли отвлекались от выполнения задания. Это преимущество было наиболее ощутимым при непреднамеренном блуждании ума (когда мысли спонтанно рассеиваются), а не при осознанном погружении в мечты.

Измерения мозговой активности добавили еще один кусочек к головоломке. В периоды рассеянности, особенно в начале процесса обучения, участники демонстрировали повышенную активность медленных мозговых волн, характерную для определенных состояний сна. Эти волны были сосредоточены в областях мозга, ответственных за сенсорную и моторную обработку.

По сути, эти моменты отвлечения могут функционировать как своего рода «мини-сон», когда мы бодрствуем. Точно так же, как сон помогает укрепить нейронные связи и закрепить воспоминания, эти краткие мысленные блуждания могут дать нашему мозгу небольшие возможности для обработки и закрепления вновь сформированных паттернов, которые мы начали обнаруживать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако исследование показало, что участники по-прежнему совершали больше ошибок в периоды блуждания мыслей. Но в то время как непосредственное выполнение задач ухудшалось, их понимание основных закономерностей улучшалось, что обеспечивало компромисс между мгновенной точностью и более глубоким обучением.