Ловушка поисковиков: как алгоритмы загоняют людей в информационные пузыри

Вы когда-нибудь замечали, что после поиска информации в интернете вам чаще начинают попадаться материалы, подтверждающие эту точку зрения? Новое исследование показывает, что современные поисковые системы фактически усиливают предубеждения людей, создавая своеобразные эхо-камеры.
Анна Мартынова
Анна Мартынова
Ловушка поисковиков: как алгоритмы загоняют людей в информационные пузыри
Freepik
Эхо-камера (информационный пузырь) — это ситуация, когда человек слышит только те мнения, которые совпадают с его собственными.

Сегодня по самым острым вопросам — от изменения климата до вакцинации — общество разделено как никогда. Ученые из Тулейнского и Чикагского университетов выяснили, что поисковые системы усугубляют эту ситуацию, загоняя людей в информационные пузыри. Исследование было опубликовано в PNAS.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые провели 21 эксперимент с участием почти 10 000 человек, используя различные поисковики (Google, Bing), ChatGPT и специально разработанные системы. Участники искали информацию на спорные темы: медицина, финансы, политика. Затем исследователи анализировали, как изменились их взгляды после поиска.

Они увидели, что, когда человек ищет информацию, то бессознательно формирует запросы в соответствии со своими убеждениями. А алгоритмы, настроенные на релевантность, показывают то, что он хочет видеть. Таким образом, люди попадают в эхо-камеру, где вся информация существует лишь для подтверждения их позиции.

мужчина смотрит в телефон
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем ученые попытались побудить пользователей изменить свое мнение. Они стали давать людям информацию, подтверждающую их изначальную позицию, но совмещая это и с противоположными точками зрения. Исследователи обнаружили, что люди, с искусственно расширенной подачей мнений, стали более гибкими в своих убеждениях, а также стали чаще менять свою позицию.

Еще в одном эксперименте специалисты показывали людям только положительные или только отрицательные материалы о кофеине. Это привело к тому, что те, кто видел информацию о пользе напитка, чаще выбирали выпить чашечку кофе после, нежели другие. При этом, обе группы были абсолютно уверены, что самостоятельно приняли решение.

Ученые пришли к выводу, что люди не так объективны, как им кажется. Даже когда создается ощущение непредвзятого поиска информации, алгоритмы и привычки человека создают фильтрующий пузырь. Чтобы это изменить, поисковики в будущем должны автоматически показывать разные точки зрения, а также добавлять контекст к спорным темам.

Теперь исследователи планируют изучить, как еще нужно изменить алгоритмы, чтобы сделать поиск более объективным, и как искусственный интеллект может помочь людям выходить из информационных пузырей.