Ученые из Чикагского университета взяли базу голосов сотен американцев (проект TIMIT), где разные люди произносили одно и то же предложение. Затем они дали прослушать эти записи тысячам добровольцев. Исследование было опубликовано в журнале Nature Human Behavior.
Ученые выяснили, почему одни голоса запоминаются лучше других

Специалисты давали слушать последовательность голосов. При этом, если голос повторялся, участник должен был нажать на кнопку. Повторы происходили в среднем каждый 20 записей. Это позволило ученым вычислить «коэффициент запоминаемости» каждого голоса — насколько часто люди его узнавали.
Затем исследователи проанализировали полученную информацию и обнаружили, что все испытуемые, вне зависимости от опыта, возраста и внимания, одинаково выделяли «запоминающиеся» и «забываемые» голоса.
Тогда ученые измерили акустические особенности голосов, связанные с такими аспектами, как высота звука и гармоники. А также особенности более высокого уровня, такие как диалект и субъективно оцененные личностные черты. Это позволило специалистам создать вычислительную модель, способную предсказать запоминаемость голоса.

Специалисты обнаружили, что в память «врезаются» высокие по тону, громкие голоса с четким произношением гласных и умеренным темпом речи. Ученые уверены, что знание об этом может помочь в различных сферах:
- В криминалистике — чтобы точнее оценивать показания «свидетелей на слух».
- В маркетинге — для создания «цепляющих» голосов рекламы или аудиокниг.
В медицине — для помощи людям с нарушениями памяти.
Следующий шаг исследователей — выяснить, как мозг реагирует на «запоминающиеся» голоса и влияет ли тон на запоминание содержания речи.