В наши дни велосипедные системы передач устроены примерно одинаково. Есть набор звездочек разного диаметра (кассета) и механизм, который передвигает цепь вправо и влево (дерэйлер). Еще есть подпружиненный механизм с небольшими роликами, который натягивает цепь.
Ваш переключатель скорости все делает неправильно, уверяет новый патент. Ну что, поверим?

Такой механизм изобрел в 1950 году итальянский велогонщик и инженер Туллио Кампаньоло, и с тех пор он обрел огромную популярность благодаря простой и относительно надежной конструкции.
При всей своей популярности, у дерэйлера есть важный недостаток – цепь в такой трансмиссии работает с перекосом на большинстве передач. Из-за этого повышается трение, а сама цепь и звездочки быстрее изнашиваются.

Вроде и мелочь, но если учитывать, что ноги человека развивают жалкую мощность порядка сотни-другой ватт, каждый потерянный ватт имеет значение.
В системе Classified передвигают не цепь, а кассету
Взгляните на схему устройства, приложенную к патентной заявке Classified – скорее всего, вы легко разберетесь, что к чему. Кассета установлена на ступице колеса подвижно и может скользить вправо-влево, а цепь постоянно находится в одной плоскости с передней звездой.

Из второго эскиза видно, что в этой системе есть также натяжитель цепи, но это не классический дерэйлер, потому что он тоже не передвигается вправо-влево.

Планетарная передача вместо «системы»
В наши дни велосипеды часто оснащают двумя переключателями: один спереди, в педальном блоке, второй у заднего колеса. Используя оба, можно получить до 27 скоростей, а порой и больше.
В описании к патенту Classified говорится, что подвижная задняя кассета такого типа может иметь до 9 звездочек. Для серьезного маунтин-байка или грэвела это маловато, но такая система не может сочетаться с «системой» – передним переключателем скоростей. Нужно другое решение.
Авторы патента добавили в заднюю ступицу планетарную коробку скоростей с двумя передачами. Вместе с кассетой на 9 звездочек это дает 18 скоростей, что уже достаточно для многих применений.

Пока неизвестно, собирается ли разработчик запустить новую систему переключения скоростей в производство или припас на будущее.
Мнение инженера
Теоретически, идея здравая, подтвердил Игорь Иванов, руководитель проектно-конструкторского центра «Вело Stels». Когда цепь работает в крайних положениях передних и задних звезд, она нагружается неравномерно. Из-за этого сама цепь быстрее растягивается, а зубья звезд изнашиваются, и их приходится заменять через каждые несколько тысяч километров.
Трение и потери энергии тоже заметны при высоких нагрузках, например, при подъеме в гору или при интенсивном педалировании.
Однако пока непонятно, оправдано ли такое усложнение механики. Для этого надо оценить на практике, насколько увеличится срок службы компонентов трансмиссии и повысится эффективность передачи мощности, считает он.

К тому же, раз предлагаемый принцип переключения более сложен, он будет более дорогим в обслуживании.
Это все к тому, что вряд ли мы увидим новую систему на недорогих массовых велосипедах в ближайшие годы, считает он: «Скорее всего, сначала данная конструкция будет протестирована на профессиональных велосипедах шоссейного типа, ремонт которых производится профессиональными веломастерами».
Только когда такая система перейдет на массовые велосипеды, станет понятно, насколько она практична и жизнеспособна.