Одно время такие шины было модно называть «акварезиной». Но, поскольку этот термин не совсем правильный, в наши дни прижилось другое название – дождевые шины. Как они устроены и от чего зависят их качества?
Лужи и скорости: как в 2 шага выбрать отличные дождевые шины

На стойкость шины к аквапланированию влияют три фактора, объясняет Адель Нургалеев, автоэксперт и руководитель развития сервисных услуг сети шинных центров «Колеса Даром».
- Глубина протектора – первый фактор.
- Важно и то, насколько развита система водоэвакуации – количество и качество водоотводящих каналов, канавок и ламелей на поверхности протектора.
- Состав резиновой смеси протектора тоже влияет на сцепление.
Аквапланированием называют ситуацию, когда на высокой скорости резина скользит по слою воды, покрывающему асфальт: при этом она теряет контакт с дорогой.

Евроэтикетка включает дождевой класс
Учитывая то, насколько эти характеристики влияют на безопасность, в Европе ввели классность шин по уровню сцепления на мокром покрытии: А, В, С, D или Е. Класс А – это наивысший разряд, шины с самыми крутыми качествами, а Е – начальный или низший класс.
«Этот показатель является частью так называемой евроэтикетки (или евромаркировки), о которой наверняка многие водители слышали», – говорит эксперт. Кроме того, на евроэтикетке указаны классы по сопротивлению качению (топливной экономичности) и по уровню шума.

«Евроэтикетка в виде специальной бумажной наклейки является обязательным атрибутом для шин, производимых или поставляемых на рынок Европы, – продолжает он. – В России эта маркировка необязательна, поэтому на нашем рынке она есть не на всех марках и моделях шин».
Как на качества резины влияет рисунок протектора
Раньше многие водители считали, что дождевые шины – это те, у которых протектор «елочка». Правильно они называются «шины с направленным рисунком протектора».
«Елочка хорошо работает на лужах, слякоти и талом снеге, но при этом отличается повышенной шумностью по сравнению с шинами другого дизайна», – объясняет эксперт. В наши дни направленный рисунок чаще используют в зимних и всесезонных шинах, потому что он дает лучшую проходимость на снежных и грунтовых покрытиях.

«В отношении летних шин сегодня мы наблюдаем другую картину. Подавляющее большинство современных летних моделей имеет асимметричный рисунок протектора», – говорит он.
У таких шин от 3 до 5 широких окружных каналов, многочисленные канавки в плечах протектора и различающиеся по рисунку внешние и внутренние зоны.

«Асимметричные покрышки хороши для часто меняющихся погодных условий, что характерно для летнего сезона. Все их особенности основаны на долгом опыте и испытаниях производителей, а также на предпочтениях конечного потребителя, сформировавшихся за многие годы».
Даже высокоскоростные UHP-шины для мощных или спортивных автомобилей сегодня в подавляющем большинстве имеют асимметричный, а не направленный протектор, говорит он, и отличаются наилучшими характеристиками на мокром асфальте.
«Направленный рисунок сохраняется пока только в некоторых специализированных гоночных шинах, называемых полусликами и предназначенных в основном для трековых заездов, – объясняет он. – Но такая резина стоит намного дороже и имеет невысокий ресурс ходимости, поэтому приобретать ее для обычной езды будет не совсем оправдано».
Как выбрать шины в 2 шага
Все, что сказано выше, было объяснением, какие факторы влияют на качества шин.
На практике, начинайте с выбора класса или категории, советует эксперт. Шины бывают шоссейные, туринговые (для комфортной долгой езды), высокоскоростные (UHP-шины), вседорожные, внедорожные (грязевые) и некоторые другие. «Какой бы ни был класс шины, она в любом случае будет иметь необходимую защиту от аквапланирования, конечно, в зависимости от области применения», – говорит он.
Затем, если вам особенно важна безопасность на мокрых дорогах, внутри выбранной категории поищите модели, имеющие на влажном покрытии хорошую эффективность.
- Узнать это можно из евроэтикетки.
- Либо, если ее нет, то поищите результаты независимых тестовых испытаний.
- Также можно ориентироваться на отзывы реальных автовладельцев.
- Выбрать поможет и квалифицированный продавец-консультант.
«Если же вы предпочитаете спокойный стиль езды в городском режиме, и вам не важны показатели резины по "мокрому сцеплению", то даже шины, прозванные в народе "дождевыми", с направленным рисунком протектора, вполне подойдут для безопасной эксплуатации в летний период, – говорит он. – Может, они будут чуть пошумнее асимметричных шин, но зато на грунтовых дорогах дадут чуть больше проходимости».
Лучше опираться на результаты тестов или отзывы, чем судить о шинах по отдельным показателям, таким как рисунок протектора или наличие низкого профиля резины. Каждый из них еще не гарантия высоких показателей шины в дождь, предупреждает Адель Нургалеев, руководитель развития сервисных услуг шинных центров «Колеса Даром». Качество шин в конечном счете зависит от того, как все факторы работают вместе.