Почти 600 лет назад на месте двух островов был один — Куваэ. Однако в 1452 году произошло извержение вулкана Томбук, которое кардинально изменило ландшафт местности. Оно создало огромную кальдеру — впадину, что фактически разделило остров на две части.
Эпи и Тонгоа: как извержение Томбук разделило остров на две культуры

Как остров раскололся на две части
Северная часть площадью примерно в 445 км2 стала островом Эпи, а южная — Тонгоа, занимая всего около 45 км2.

Что было характерно культуре старого острова Куваэ
Ученые из Австралийского национального университета и Культурного центра Вануату изучили археологические, генетические и лингвистические свидетельства, связанные с извержением вулкана Томбук, чтобы выяснить, какие культурные и демографические сдвиги произошли после 1452 года. Исследование было опубликовано Archaeology in Oceania.
Согласно археологическим раскопкам, раньше на острове Куваэ была единая культура, чему свидетельствуют найденные реликвии из ракушек и глины. Специалисты выделяют несколько периодов гончарных традиций:
- Лапит (3000–2800 гг. до н.э.)
- Арапус
- Эруэти
- ранний Мангааси
- поздний Мангааси
- Акнау (1200–5500 гг. до н.э.)
Арехологи уточняют, что они нашли подсказки к пониманию древней культуры в керамики стиля Мангааси, которая преимущественно была найдена на поверхности. Это указывает на то, что люди, которые жили на Куваэ поддерживали социальные связи с Эфате — еще одним островом, входящим в Республику Вануату.

Как изменилась культура после извержения вулкана
Однако после извержения вулкана Томбук все изменилось. Все выжившие на юге бежали на каноэ в поисках убежища на острова Вануату, включая Эфате, оставив Тонгоа пустовать. Только спустя несколько поколений люди начали возвращаться на остров, привозя с собой иную культуру.
К этому моменту население Эфате уже отказалось от своих гончарных традиций, а потому люди, вернувшиеся на остров Тонгоа, также забыли о своей древней культуре.
С островом Эпи все гораздо сложнее, ведь на сегодняшний день было проведено относительно мало археологических исследований, хоть Эпи и занимает большую часть старого острова. Это связано с тем, что «еще в XIX веке остров попал под влияние Европы, что привело к депопуляции и отчуждению земель».

Археологи предполагают, что на острове Эпи ситуация после извержения могла складываться по-другому. Есть небольшое количество археологических находок, которые свидетельствуют о том, что люди на севере Куваэ нашли убежище и смогли выжить, сохранив культуру предков.
Они, в отличие от населения Тонгоа, продолжают свои гончарные традиции по сей день. Кроме того, археологи обнаружили некоторые мегалитические особенности, связанные с традиционными танцевальными площадками — насарами — в северной и центральной частях Эпи. Эти площадки тесно связаны с системой рангов, при которой люди приобретают влияние, продвигаясь по рангу. В Тонгоа же люди отказались от подобного подхода, приняв вождей по происхождению.
«Была ли эта переориентация результатом извержения Томбука? Похоже, что это сыграло свою роль, но нам нужно получить более надежные доказательства, относящиеся к середине археологической летописи, чтобы создать более информативную картину», — рассказал доктор Роберт Хендерсон из Австралийского национального университета.