8 фактов об индексах нагрузки и скорости автомобильных шин: 80% водителей этого не знают

Выбирая резину, большинство автомобилистов смотрят на типоразмер – радиус, высоту боковины и ширину, – а также на протектор и на качество резины. На другие параметры, такие как индекс нагрузки и индекс скорости, зачастую не обращают внимание.
Шинный эксперт рассказал редакции Techinsider, какие нюансы могут возникать с этими двумя характеристиками. Если запомнить эти сведения, они пригодятся при выборе летних шин.
Что такое индекс нагрузки и индекс скорости
Шины могут быть более или менее прочными. Чем тяжелее автомобиль и чем быстрее он движется, тем выше нагрузка.
Поэтому производители резины и ввели параметры индекса нагрузки и индекса скорости – это максимальная грузоподъемность той или иной модели шин и максимальная скорость при их эксплуатации.
Где найти индекс на самой шине
Эти данные указываются на боковинах шин там же, где находится типоразмер. Ищите надпись формата «91V» или «91H» (значения могут быть и другими): здесь цифра обозначает индекс нагрузки, а буква – скорости.

Какие шины нужны вашему автомобилю
«Нынешним владельцам легковых автомобилей не нужно сильно напрягаться при подборе шин по этим индексам, – говорит Адель Нургалеев, руководитель развития сервисных услуг "Колеса Даром". – Они указываются в руководстве по эксплуатации ТС в том же разделе, что и типоразмер».
Неохота лезть в инструкцию – не беда. На самом автомобиле в неприметных местах приклеены специальные памятки:
- на торце водительской двери,
- на средней стойке, или
- внутри лючка бензобака.
Как связаны индексы и типоразмер
При одинаковых размерах, две шины разных моделей могут иметь отличающиеся параметры допустимой нагрузки и скорости.
Если у автовладельца возникают сомнения при выборе резины, лучше ориентироваться на цифры и данные, указанные производителем вашего автомобиля, и не мучить себя лишними раздумьями, советует эксперт. Они учитывают эксплуатацию при полной снаряженной массе машины и ее паспортной скорости, а также особенности конструкции авто – например, неодинаковую нагрузку на переднюю и заднюю оси.
Даже при полной нагрузке они обеспечивают достаточную безопасность, поскольку шинный производитель закладывает дополнительный запас прочности покрышки.

Что будет, если взять шины с большим запасом по индексам
Интуитивно кажется, что шина с повышенной грузоподъемностью и допустимой скоростью должна быть прочнее, поэтому прослужит дольше и будет работать лучше.
На деле, водитель получит множество минусов: «Дело в том, что шины с индексами нагрузки и скорости выше, чем по рекомендациям автопроизводителя, имеют более плотный состав кордовых слоев протектора и боковины, они жестче и тяжелее».
Такая шина будет более шумной. Увеличится расход топлива из-за повышенного сопротивления качению. Езда будет менее комфортной. Управляемость и устойчивость тоже могут сократиться. Усилится нагрузка на подвеску автомобиля и износ.


Что будет, если поставить шины с заниженными индексами
«То же справедливо и в отношении шин пусть и подходящих по размеру, но с уменьшенными индексами, – говорит он. – Управляемость и устойчивость на скоростях снизятся. Увеличивается опасность, что какое-то из колес может не выдержать езды по плохим дорогах на полностью загруженном автомобиле».
Перегруженные шины ухудшают управляемость и увеличивают тормозной путь, расход топлива и износ подвески.
Можно ли компенсировать неоптимальный индекс за счет давления
Вроде тоже логично: допустим, сама шина более жесткая, чем нужно, но ее можно накачать поменьше. Даст ли это позитивный эффект?
Эксперт считает, что такой подход не работает: «Давление влияет на их ходовые свойства, какие бы скоростные и грузовые индексы у них при этом ни были. Низкое давление в любом случае увеличивает деформацию шины и снижает ее способность выдерживать заявленную нагрузку».

То же касается перекачки шин с невысоким индексом: это лишь увеличит нагрузку на них и ухудшит характеристики.
По этим же причинам не стоит ставить на один автомобиль шины единого типоразмера, но с разными индексами нагрузки или скорости – это плохо влияет на управляемость и безопасность, а сам протектор будет стачиваться неравномерно.
Как связаны индекс нагрузки и долговечность
Теоретически, более прочные шины должны служить дольше.
«На деле, повышенный индекс нагрузки говорит только о способности выдерживать вес, но не гарантирует долгий срок службы, – говорит Адель Нургалеев, руководитель развития сервисных услуг "Колеса Даром". – Ходимость шины зависит от ее конструкции, состава резиновой смеси и условий эксплуатации, но не от индексов».