Почему пилотам Формулы-1 нельзя запрещать грубо ругаться во время гонки

Руководящий орган автоспорта FIA (Международная автомобильная федерация) запретил пилотам ругаться в эфире. Этот запрет был распространен на радиосвязь команд Формулы-1 (F1). Президент FIA Мохаммед Сулайем заявил, что из-за этой проблемы трансляция прямой связи пилотов и команд может быть отключена. Лингвист Киран Файл из Уорикского университета проанализировал этот вроде бы незначительный момент.
Почему гонщики ругаются

Гонщики утверждают, что ругательства не случайны — это необходимая разрядка из-за экстремальной, адреналиновой природы их спорта. Исследования могут подтвердить это утверждение, ученые показали, что ругательства тесно связаны с эмоциональной регуляцией. Ругательства обрабатываются иначе, чем другие слова. Они связаны с областями мозга, ответственными за обработку эмоций, обнаружение угроз и реакции выживания.
Учитывая, что гонщики Формулы-1 работают в интенсивной, высокорисковой среде, где быстрое принятие решений и оценка угроз являются ключевыми, ругательства являются естественной реакцией на жесткий стресс.
Некоторые исследования также показывают, что ругательства активируют в мозге реакцию «бей-беги», вызывая физиологические изменения, такие как учащенное сердцебиение, учащенное дыхание и выброс адреналина. Реакция «бей-беги» — инстинктивный механизм, который помогает людям реагировать на опасность. Она может включаться словом, и это слово — ругательство.
Для гонщиков Формулы-1, которые должны оставаться предельно внимательными, принимая критические решения на экстремальных скоростях, эта связь между руганью и физиологическим возбуждением может играть решающую роль для сохранения концентрации и производительности в условиях стресса.
Помимо когнитивной и эмоциональной регуляции, ругань может повышать переносимость боли, что имеет явные последствия для гонщиков Формулы-1, выдерживающих скоростные перегрузки, умственное напряжение и длительное нахождение за рулем в очень тесном пространстве. Запрет ругани может нарушить инстинктивный механизм водителей, позволяющий им справляться с экстремальными условиями.
Ругань и общение

Ругань играет решающую роль в общении внутри команды, особенно в условиях высокого давления во время гонок. В Формуле-1, где решения, принимаемые за доли секунды, могут определить исход борьбы, общение между гонщиком и инженером должно быть кратким, ясным и недвусмысленным.
Исследования показывают, что ругань, будучи не просто эмоциональным всплеском, выполняет несколько прагматических функций, которые могут улучшить общение в таких важных ситуациях. Одна из ключевых функций ругани в межличностном общении заключается в том, что она действует как «привлечение внимания».
Исследования показали, что ругательства вызывают более высокую когнитивную сосредоточенность, чем нейтральные слова, что делает их особенно эффективными для того, чтобы прорваться сквозь шум и привлечь внимание, когда требуется принятие срочного решения. Сообщение от гонщика, состоящее в основном из ругательств, может служить немедленным и точным сигналом для гоночного инженера и всей команды для правильного определения приоритетов.
По мнению Кирана Файла, запрет на ругательства может быть просто опасен для гонщиков. И если никак нельзя пропустить ругательства в эфир, то следует запретить трансляцию радиосвязи. Вот только согласятся ли с этим зрители. Они ведь получили доступ в святая святых в самое гоночное пекло к пилоту и его команде. Вполне возможно, что такой запрет сильно повлияет на зрелищность гонок.
Но и запрет на ругань в радиоэфире рискует сделать командное радио стерильным и постановочным, что снизит само чувство присутствия, которое изначально делало его убедительным и захватывающим.