Недалеко от Иерусалима найдена 1500-летняя женщина-аскет, похороненная в цепях

В окрестностях Иерусалима археологи нашли необычное захоронение: скелет человека, окованного тяжелыми металлическими цепями. Исследования показали, что останки принадлежат женщине – одной из первых известных монахинь-аскеток.
Недалеко от Иерусалима найдена 1500-летняя женщина-аскет, похороненная в цепях
Yoli Schwartz, Israel Antiquities Authority
Тело женщины было сковано железом: 12-14 колец на руках, 4 кольца вокруг шеи, минимум 10 колец на ногах и массивные пластины на животе

В новом исследовании, опубликованном в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, ученые описали останки людей V века, которые покоились в склепе византийского монастыря недалеко от Иерусалима. Среди них был один скелет, буквально закованный в железо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Археологи насчитали от 12 до 14 железных колец на руках, четыре на шее и не менее десяти на ногах. Кроме того, на животе покойной лежали массивные железные пластины. Первоначально считалось, что этот человек был мужчиной, но более детальный анализ зубной эмали доказал обратное – это была женщина, монахиня, практиковавшая крайний аскетизм.

Когда вера – испытание

Кольца
Yoli Schwartz, Israel Antiquities Authority
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аскетизм, отказ от земных удовольствий ради духовного совершенства, стал особенно популярен после принятия христианства в Римской империи в 380 году. Многие монахи уходили в пустыню, обрекая себя на жесткие испытания: они постились, жили в пещерах и заточали себя в клетки.

Женщины тоже стремились к святости, но их пути были менее экстремальными – молитвы, посты, жизнь в монастырях. Однако новая находка доказывает, что среди них были и те, кто выбирал более суровые формы аскетизма.

Что говорят ученые?

Могила аскетки
Yoli Schwartz, Israel Antiquities Authority
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам ученых, они впервые обнаружили подтверждение, что подобные формы аскетизма практиковали не только мужчины. Исследователи предполагают, что женщина могла принадлежать к знатному роду, отказавшись от богатства ради духовного пути. Ее погребли с почестями – прямо под алтарем церкви, что свидетельствует о высоком социальном статусе.