Загадка современного искусства! Почему «микрокартины» стали модными

Западные искусствоведы отмечают: на выставках и аукционах, где гигантские полотна доминировали, наметился неожиданный тренд: возвращение к миниатюре. Художники все чаще создают работы размером с открытку или плитку в ванной, бросая вызов привычному представлению о масштабе и монументальности.
Загадка современного искусства! Почему «микрокартины» стали модными
Heidi Bohnenkamp Photography

Художники XXI века все чаще обращаются к новым, в частности, небольшим форматам. Это не только вынужденная мера из-за стоимости материалов и ограниченного рабочего пространства, но и осознанное стремление к интимности восприятия в эклектичной современности. Искусствоведы убеждены: в отличие от гигантских инсталляций, — которые требуют огромных залов, — миниатюрные работы создают эффект личного диалога между зрителем и картиной.

Так, новый подход возвращает искусству нередко желаемую камерность, которая в эпоху интернета потеряна среди стремления к грандиозности.
Живопись Дженнифер Ли «Без названия (поезда)», 2023, размером не больше плитки в ванной /
Живопись Дженнифер Ли «Без названия (поезда)», 2023, размером не больше плитки в ванной /
Courtesy of the artist and Klaus von Nichtssagend Gallery
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему художники выбирают малый формат и пишут микрокартины

Миниатюрная живопись — это не просто удобный выбор, продиктованный экономией.

Для многих художников это способ сосредоточиться на деталях и создать атмосферу близости с зрителем, а также распределить равномерно и сбалансированно свои финансы и время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, материалы, аренда студии и транспортировка больших полотен обходятся дорого. Маленькие картины проще хранить и перевозить. К тому же микрокартины привлекают зрителя, заставляя внимательно вглядываться и даже словно подглядывать в замочную скважину.

Между тем многие современные художники не стремятся к монументальности и коммерческому успеху, а хотят просто продолжать творить, сохраняя независимость и стабильность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новое — хорошо забытое старое

Миниатюрная живопись — не новшество. Микрокартины имеют глубокие исторические корни.

Картина Миа Миддлтон (не больше 15 см) «Билл» (2023) /
Картина Миа Миддлтон (не больше 15 см) «Билл» (2023) /
Courtesy of the artist and Roberts Projects, Los Angeles. Photo: Paul Salveson

Еще в XVI веке придворные художники в разных странах создавали крошечные портреты, которые можно было носить в медальонах. И даже в XX веке над небольшими форматами работали артисты-аутсайдеры и независимые мастера, например, Джорджо Моранди и Форрест Бесс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди современных художников, работающих в малом формате, западные искусствоведы выделяют:

  1. Дженнифер Дж. Ли (США) — создает картины на джуте, имитируя пиксельные изображения;
  2. Миа Миддлтон (Португалия) — пишет небольшие гиперреалистичные сцены, напоминающие стоп-кадры из фильмов Хичкока;
  3. Сомая Критчлоу (Великобритания) — известна своими миниатюрными портретами темнокожих женщин;

Искусство против гигантизма

Эксперты отмечают: за последние десятилетия арт-рынок стремился к увеличению масштабов — крупные галереи и музеи требовали огромных полотен, над которыми могли работать целые команды ассистентов. Однако в 2020-х наметился иной тренд: все больше художников и коллекционеров ценят скромность и сосредоточенность на содержании.

  • «Почему мы должны гнаться за шестизначными суммами? Почему нельзя просто жить и творить?» — задавала журналистам риторический вопрос художница Дженнифер Ли.

Так, миниатюрная живопись — это не просто новая тенденция, а попытка вернуть искусству его первозданную функцию: глубокое, личное переживание, но доступное каждому без гигантских полотен или цифровых экранов.