Ученые из Бристольского университета обнаружили, что древние земноводные родственники лягушек и саламандр пережили последствия крупнейшего массового вымирания видов, питаясь пресноводной добычей, которая умело избегала наземных хищников. Это позволило древним земноводным пережить великое вымирание 252 миллиона лет назад.
Почему древние земноводные процветали во время Великого вымирания 250 миллионов лет назад

Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Успех земноводных кроется в их универсальной экологии питания, позволяющей им питаться разнообразной добычей, несмотря на множество изменений окружающей среды, происходящих вокруг них на протяжении всего триаса.
Более широкое изучение триасовых (триас — это следующий геологический период после пермского, он начинается с Великого вымирания) экосистем показывает, что предпочитаемые ими пресноводные местообитания обеспечивали относительно стабильным разнообразием пищевых ресурсов, позволяя им процветать, в то время как чисто наземные хищники обходились скудными, нестабильными ресурсами на суше.

«Одной из величайших загадок было выживание и процветание крупной группы амфибий, называемых темноспондилами», — говорит соавтор работы Аамир Мехмуд. — «Это были хищные животные, которые питались рыбой и другой добычей, но в первую очередь были связаны с водой, как и современные амфибии, такие как лягушки и саламандры. Мы знаем, что климат тогда был жарким, и особенно после вымирания. Как эти водолюбивые животные могли быть такими успешными?»
Великое потепление
Ранний триас был временем повторяющейся вулканической активности, что привело к длительным фазам глобального потепления, засухи, сокращению содержания кислорода в атмосфере, кислотным дождям и лесным пожарам. Условия были настолько враждебные, что тропики практически лишились жизни. Эта «тропическая мертвая зона» радикально повлияла на распространение как морских, так и наземных организмов.

Соавтор доктор Суреш Сингх говорит: «Мы собрали данные о 100 темноспондилах, которые жили в триасе, и хотели посмотреть, как изменилась их экология. Мы измерили размеры их тел и особенности черепов и зубов, которые говорят нам о функциях».
«К нашему большому удивлению, мы обнаружили, что они не сильно изменились во время кризиса, когда столько видов просто погибло», — говорит соавтор доктор Армин Элслер. — «Темноспондилы показали тот же диапазон размеров тела, что и в пермском периоде, некоторые из них были маленькими и питались насекомыми, а другие — более крупными. Эти более крупные формы включали длиннорылых животных, которые ловили рыбу, и широкорылых универсальных животных.
«Совсем необычно то, как их разнообразие размеров тела и функциональное разнообразие увеличилось примерно через 5 миллионов лет после кризиса, а затем сократилось», — уточняет ученый.
Из-за интенсивного глобального потепления первых пяти миллионов лет триаса жизнь на суше и в море переместилась из тропиков, чтобы избежать жары. Профессор Майк Бентон говорит: «Наша работа показывает, что темноспондилы неожиданно смогли пересечь тропическую мертвую зону. Ископаемые известны из Южной Африки и Австралии на юге, а также из Северной Америки, Европы и России на севере. Темноспондилы, должно быть, могли пересекать тропическую зону во время коротких прохладных периодов».
Аамир Мехмуд говорит: «Этот всплеск успеха в раннем триасе не был продолжен. Темноспондилы справлялись с жаркими условиями, вероятно, за счет низкой потребности в пище, разнообразия диеты, отсутствия конкуренции и благодаря укрытиям в редких водоемах. Но когда предки динозавров и млекопитающих начали диверсифицироваться в среднем триасе, темноспондилы начали свой долгий упадок».