Эксперт Фомин: поисковые системы ведут слежку за пользователями

Согласно отчету Digital 2024: Global Overview Report, 80,7% опрошенных ежемесячно используют поисковые сервисы Google и Bing. Пользователи и дня не проводят, чтобы что-то не «загуглить». Однако приносят эти системы не только пользу, но и вред. Подробнее — Виталий Фомин.
Юлия Мискевич
Юлия Мискевич
Редакция
Эксперт Фомин: поисковые системы ведут слежку за пользователями
Freepik

Поисковики ведут слежку за пользователями. Об этом рассказал руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики Виталий Фомин в беседе с «ТехИнсайдером».

ВиталийФомин
Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики

«Поисковые системы собирают информацию о пользователях различными способами, в том числе с помощью cookies — текстовых файлов, которые хранятся на устройстве пользователя и позволяют сайтам идентифицировать его при повторном посещении страницы. Кроме того, поисковики собирают метаданные о пользователе, то есть информацию о его устройствах, операционной системе, технических характеристиках. Это помогает адаптировать отображаемый контент под конкретное устройство и персонализировать пользовательский опыт», — отметил специалист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперт напомнил, что поисковики чаще всего по умолчанию сохраняют историю поисковых запросов. Эта информация помогает анализировать поведение пользователей, выявлять их наиболее посещаемые сайты и интересы. Отслеживая IP-адреса и собирая данные GPS, они определяют географическое местоположение, что позволяет, например, показывать актуальный прогноз погоды.

«Вся информация о взаимодействии аккаунта в поисковике с другими сервисами сохраняется и анализируется. Например, письма могут использоваться как для улучшения фильтрации спама, так и для таргетинга рекламы на основе ключевых слов из их содержания. Информация, собранная таким образом, называется цифровым отпечатком браузера (fingerprint)», — уточнил он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда передается информация?

Фомин подчеркнул, что информация, которую собирают поисковики, может передаваться их внутренним системам. С помощью таких данных системы персонализируют результаты поисковой выдачи и анализируют поведение пользователей. Помимо этого, собранные данные применяются для настройки таргетированных объявлений как браузерами, так и рекламными компаниями, заверил специалист.

«Поисковые системы обязаны передавать информацию о поведении пользователей государственным органам, когда этого требует законодательство. Все сведения о посещенных веб-страницах и действиях человека в интернете агрегируются в метрических системах: "Яндекс Метрика", Google Analytics и других»
Виталий Фомин Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики

В зависимости от условий пользовательского соглашения браузеры могут передавать информацию третьим лицам, например, исследовательским компаниям для аналитики поведения людей онлайн, рассказал Фомин:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Однако браузеры также могут самостоятельно защищать данные пользователей. Так, они способны затруднить сопоставление цифрового следа пользователя с его аккаунтом, чтобы предотвратить показ части рекламы. Помимо этого, браузеры могут внедрить дополнительное шифрование данных об активности пользователей».

Еще один способ ограничить рекламу — по умолчанию блокировать сторонние cookies. Например, Microsoft Edge предлагает функцию Tracking Prevention, которая препятствует отслеживанию действий в интернете, отметил эксперт.

Можно ли предотвратить передачу данных?

По словам Фомина, пользователи могут самостоятельно регулировать настройки конфиденциальности в поисковых системах, например, запретить сохранять историю поиска или собирать cookies. Можно также отказаться от персонализированной рекламы: в настройках аккаунта Google есть функция блокировки таргетированного информирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие браузеры предлагают режимы приватного просмотра, при включении которых запросы не сохраняются. Стоит также установить специальные расширения для защиты конфиденциальности путем блокировки трекеров — технологий, отслеживающих активность пользователей на странице, и рекламу. Регулярное очищение кеша и cookies уменьшает объем собираемых данных, уточнил он.

«Если пользователь стремится к полной конфиденциальности, стоит рассмотреть специализированные поисковые системы, например DuckDuckGo или Startpage. Такие решения не используют файлы cookie для трекинга, а также не сохраняют IP-адреса», — заключил руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики.