Поисковики ведут слежку за пользователями. Об этом рассказал руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики Виталий Фомин в беседе с «ТехИнсайдером».
Эксперт Фомин: поисковые системы ведут слежку за пользователями

«Поисковые системы собирают информацию о пользователях различными способами, в том числе с помощью cookies — текстовых файлов, которые хранятся на устройстве пользователя и позволяют сайтам идентифицировать его при повторном посещении страницы. Кроме того, поисковики собирают метаданные о пользователе, то есть информацию о его устройствах, операционной системе, технических характеристиках. Это помогает адаптировать отображаемый контент под конкретное устройство и персонализировать пользовательский опыт», — отметил специалист.
Эксперт напомнил, что поисковики чаще всего по умолчанию сохраняют историю поисковых запросов. Эта информация помогает анализировать поведение пользователей, выявлять их наиболее посещаемые сайты и интересы. Отслеживая IP-адреса и собирая данные GPS, они определяют географическое местоположение, что позволяет, например, показывать актуальный прогноз погоды.
«Вся информация о взаимодействии аккаунта в поисковике с другими сервисами сохраняется и анализируется. Например, письма могут использоваться как для улучшения фильтрации спама, так и для таргетинга рекламы на основе ключевых слов из их содержания. Информация, собранная таким образом, называется цифровым отпечатком браузера (fingerprint)», — уточнил он.
Куда передается информация?
Фомин подчеркнул, что информация, которую собирают поисковики, может передаваться их внутренним системам. С помощью таких данных системы персонализируют результаты поисковой выдачи и анализируют поведение пользователей. Помимо этого, собранные данные применяются для настройки таргетированных объявлений как браузерами, так и рекламными компаниями, заверил специалист.
В зависимости от условий пользовательского соглашения браузеры могут передавать информацию третьим лицам, например, исследовательским компаниям для аналитики поведения людей онлайн, рассказал Фомин:
«Однако браузеры также могут самостоятельно защищать данные пользователей. Так, они способны затруднить сопоставление цифрового следа пользователя с его аккаунтом, чтобы предотвратить показ части рекламы. Помимо этого, браузеры могут внедрить дополнительное шифрование данных об активности пользователей».
Можно ли предотвратить передачу данных?
По словам Фомина, пользователи могут самостоятельно регулировать настройки конфиденциальности в поисковых системах, например, запретить сохранять историю поиска или собирать cookies. Можно также отказаться от персонализированной рекламы: в настройках аккаунта Google есть функция блокировки таргетированного информирования.
Многие браузеры предлагают режимы приватного просмотра, при включении которых запросы не сохраняются. Стоит также установить специальные расширения для защиты конфиденциальности путем блокировки трекеров — технологий, отслеживающих активность пользователей на странице, и рекламу. Регулярное очищение кеша и cookies уменьшает объем собираемых данных, уточнил он.
«Если пользователь стремится к полной конфиденциальности, стоит рассмотреть специализированные поисковые системы, например DuckDuckGo или Startpage. Такие решения не используют файлы cookie для трекинга, а также не сохраняют IP-адреса», — заключил руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги Цифровой Экономики.