Исследование, опубликованное в журнале GeroScience, показывает, что висцеральный жир — жировая прослойка, окружающая ваши внутренние органы, — играет важную роль в поддержании здоровья мозга с помощью системы обмена химическими сообщениями.
Жир на животе может улучшить здоровье мозга

Возможно, вы слышали о BDNF (нейротрофическом факторе, получаемом из мозга) — считайте его удобрением для мозга. Он помогает клеткам мозга расти, выживать и образовывать новые связи. Чем больше у вас BDNF, тем лучше функционирует ваш мозг. Но с возрастом уровень BDNF естественным образом снижается, и именно тогда могут начаться проблемы с памятью.
Что показало исследование?

Новое исследование показало, что CX3CL1, белок, вырабатываемый из висцерального жира, играет большую роль в поддержании здорового уровня BDNF. У молодых мышей жир на животе вырабатывал большое количество CX3CL1, поддерживая работу мозга. Но по мере старения уровень BDNF как в жировой ткани на животе, так и в мозге резко снизился. Когда ученые искусственно снизили уровень CX3CL1 у молодых мышей, уровень BDNF у них тоже снизился, имитируя последствия старения. Но когда они дали мышам постарше дополнительную дозу CX3CL1, уровень BDNF в их мозге восстановился.
Эти результаты переворачивают с ног на голову устоявшееся мнение о жировых отложениях на животе. Хотя избыток висцерального жира по-прежнему вреден и связан со многими проблемами со здоровьем, это исследование показывает, что его достаточное количество служит важной цели, вырабатывая сигнальные молекулы, которые поддерживают здоровье мозга.
Гормоны стресса и связь между жиром и мозгом

Чтобы копнуть глубже, исследователи задались вопросом: что, в первую очередь, вызывает снижение уровня CX3CL1, производимого жиром? Ответ был связан с гормонами стресса, такими как кортизол (у людей) и кортикостерон (у мышей).
Глюкокортикоиды повышают выработку CX3CL1. Фермент, содержащийся в жировой ткани живота, называемый 11β-HSD1, реактивирует неактивные формы глюкокортикоидов и поддерживает их активность в клетках, способствуя глюкокортикоидзависимой экспрессии CX3CL1. 11β-HSD1 необходим для того, чтобы жировая ткань живота должным образом реагировала на циркулирующие глюкокортикоиды.
Но с возрастом количество этого фермента снижается, что приводит к снижению уровней CX3CL1 и BDNF. Когда с возрастом уровень 11β-HSD1 снижается, вся эта система ослабевает, что потенциально может привести к потере памяти.