Знаменитой иллюзии сине-черного платья 10 лет! Вот как иллюзия разделила мир

В 2015 году один снимок простого платья буквально взорвал интернет, разделив миллионы людей на два непримиримых лагеря. Кто-то видел его бело-золотым (или бело-розовым), другие – сине-черным. Но почему так произошло, и как на самом деле работает наше восприятие цвета?
Знаменитой иллюзии сине-черного платья 10 лет! Вот как иллюзия разделила мир
swilked / X

Феномен сине-черного платья начался 26 февраля 2015 года, когда на платформе Tumblr опубликовали фотографию скромного наряда стоимостью £50. Уже через сутки снимок стал мировой сенсацией и вызвал ожесточенные споры. К обсуждению подключились знаменитости, ученые и миллионы пользователей соцсетей. Как наш мозг интерпретирует цвета и почему один и тот же объект может казаться таким неоднозначным? Стоит узнать!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платье было сделано британской компанией Roman Originals, которая предлагает «доступную женскую одежду и дизайнерскую дамскую моду» /
Платье было сделано британской компанией Roman Originals, которая предлагает «доступную женскую одежду и дизайнерскую дамскую моду» /
PA

Как начался феномен «Платья»?

  1. Фотографию того самого сине-черного платья из 2015 года сделали накануне свадьбы дочери Сесилии Близдейл из Шотландии.
  2. Когда женщина отправила снимок платья своей дочери Грейс, та удивилась, почему мать выбрала «светлый» наряд. Однако на самом деле платье было сине-черным.
  3. Спор вскоре распространился в социальных сетях, а 26 февраля подруга Грейс, Кейтлин Макнил, опубликовала фото в Tumblr, запустив глобальный флешмоб.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В течение нескольких часов «Платье» стало вирусным, а хэштеги #TheDress, #TheDressIsWhiteAndGold и #TheDressBlueAndBlack оказались в топе Twitter (ныне X). Даже знаменитости не остались в стороне: Ким Кардашьян утверждала, что оно бело-золотое, а Канье Уэст видел сине-черное.

Это изображением тоже обрело популярность, ведь на нем показано, как оригинальная фотография (слева) контрастирует с «обработанными» версиями /
Это изображением тоже обрело популярность, ведь на нем показано, как оригинальная фотография (слева) контрастирует с «обработанными» версиями /
Twitter
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что говорит наука о восприятии цвета?

Хотя сам наряд без сомнений был сине-черным, для некоторых людей на фото он выглядел иначе из-за особенностей освещения.

При этом нет единого научного объяснения, почему люди видели платье по-разному, но ученые выделяют несколько ключевых факторов.

Пользователь Twitter Hope Taylor использовал Adobe Color, чтобы выделить различные оттенки на оригинальной фотографии /
Пользователь Twitter Hope Taylor использовал Adobe Color, чтобы выделить различные оттенки на оригинальной фотографии /
X

Исследование 2017 года предположило: восприятие цвета может зависеть от циркадных ритмов. Люди, которые чаще бывают при естественном солнечном свете, склонны воспринимать платье как бело-золотое, а те, кто чаще видит искусственное освещение, видят его сине-черным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессор Пол Нокс из Ливерпульского университета, Великобритания, также отмечал: цвет, как таковой, не существует в природе — это интерпретация, созданная нашим мозгом.

Так, разные люди по-своему обрабатывают световые волны, что может частично объяснить разницу в восприятии.

Между тем секреты человеческого восприятия иллюзий намного богаче!

Два способа восприятия фотографии: синий и черный под светом с желтым тоном (слева) или белый и золотой под синим цветом освещения (справа) /
Два способа восприятия фотографии: синий и черный под светом с желтым тоном (слева) или белый и золотой под синим цветом освещения (справа) /
wikimedia.org
Почему мы видим одно и то же по-разному?

Зрение каждого человека индивидуально. У кого-то в глазу больше «колбочек», отвечающих за восприятие света: потому один человек видит больше оттенков, а другой, наоборот, меньше. При этом у мужчин чаще встречается дальтонизм, что также влияет на их цветовое восприятие.

Далеко не последнюю роль играет освещение, настройки экрана ваших гаджетов и даже окружение, в котором человек рассматривает изображение, — заключают западные специалисты.