Лечение генетического заболевания впервые началось еще в утробе матери

У девочки двух с половиной лет нет никаких признаков редкого генетического заболевания, после того как она стала первым человеком, получившим лечение моторных нейронов еще в утробе матери. Мать ребенка получала генную терапию на поздних сроках беременности, и ребенок продолжает его принимать. Результаты исследования были опубликованы в журнале New England Journal of Medicine.
У ребенка еще в утробе матери была диагностирована спинальная мышечная атрофия. В наиболее тяжелой форме, как в случае с этой девочкой, у человека отсутствуют обе копии гена SMN1 и есть только одна или две копии соседнего гена SMN2, который частично компенсирует этот недостаток. В результате организм не вырабатывает достаточного количества белка, необходимого для поддержания моторных нейронов в спинном мозге и стволе головного мозга. Этот белок наиболее важен во втором и третьем триместрах и в первые месяцы жизни. Младенцы с тяжелой формой заболевания обычно не доживают до третьего дня рождения.
За последнее десятилетие Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило три препарата для лечения новорожденных от спинальной мышечной атрофии. Пероральный препарат, используемый в данном исследовании, под названием Risdiplam, производимый биотехнологической компанией Roche, расположенной в Базеле, Швейцария, представляет собой небольшую молекулу, которая усиливает экспрессию гена SMN2, чтобы он производил больше белка SMN.
До сих пор лечение спинальной мышечной атрофии проводилось после рождения. Но до половины новорожденных, у которых отсутствуют обе копии гена SMN1 и есть две копии гена SMN2, уже рождаются с симптомами болезни. Ричард Финкель, клинический нейробиолог из детской исследовательской больницы Святого Иуды в Мемфисе (штат Теннесси), возглавлявший исследование, говорит: «Нам еще есть куда стремиться».
Предложение родителей

Идея вводить препарат внутриутробно исходила от родителей, говорит Финкель. «Они уже пережили одну потерю от этой ужасной болезни», — говорит он, и хотели знать, есть ли варианты лечения, которые можно начать еще до рождения. FDA одобрило исследование для одного человека.
Мать, находившаяся на 32 неделе беременности, принимала Risdiplam ежедневно в течение шести недель. Ребенок начал принимать препарат примерно с недельного возраста и, вероятно, будет принимать его до конца жизни.
Анализы амниотической жидкости и пуповинной крови при родах показали, что лекарство попало к плоду. По сравнению с другими детьми, родившимися с таким же заболеванием, у ребенка был более высокий уровень белка SMN в крови, и он показал более низкий уровень повреждения нервов. У ребенка не было признаков мышечной слабости, и его мышцы развивались нормально. «Это, безусловно, очень обнадеживает», — говорит Финкель, который рекомендует наблюдать за ребенком на протяжении всей жизни.
Хотя в исследовании участвовал всего один человек, оно подчеркивает, «насколько важно раннее лечение», говорит Мишель Фаррар, детский невролог из UNSW Sydney в Австралии. — «Терапевтическое окно, на которое мы нацелились, очень узкое».
По ее словам, положительный результат открывает возможность для проведения более масштабных исследований, чтобы выяснить, можно ли повторить полученные результаты. Кроме того, это открывает возможность лечения других генетических заболеваний внутриутробно, когда лечение после рождения оказывается недостаточным.