Нейробиологи Дартмутского университета обнаружили два нейронных пути в мозге, которые показывают, как хронический стресс влияет на принятие решений. Исследование также показало, что такой стресс усиливает режим «автопилота» в мозге, который ведет жесткому, запрограммированному поведению. Работа опубликована в журнале Nature.
Хронический стресс нарушает нейронную систему принятия решений

Интерес автора исследования Жаклин Джованниелло к стрессу возник у нее во время ее студенческой жизни, когда она совмещала три работы и полную учебную нагрузку в университете. «Меня действительно интересовало, как эти стрессовые нагрузки меняют мозг», — говорит Джованниелло.
Разные типы поведения

Чтобы изучить эти изменения Джованниелло и ее коллеги подвергали мышей воздействию ряда умеренных стрессоров, стелили им влажную подстилку и воспроизводили постоянный белый шум. Наряду с контрольной группой голодных, но не испытывающих стресса мышей, мыши, которые были и голодны, и испытывали стресс, научились нажимать на рычаг, чтобы получить лакомство в виде вкусных гранул.
Затем ученые проверили способность всех животных принимать гибкие решения. Для людей это означало бы: что вы думаете о последствиях своего поведения и как используете эту информацию. Альтернативой гибкому решению является возвращение к привычке, автоматическому, почти бессознательному рефлексу продолжать делать то, что вы делали раньше.
Чтобы проверить, ведут ли себя животные гибко или привычно, ученые дали мышам большую порцию гранул. Затем животным дали возможность еще раз нажать на рычаг. Мыши, не подверженные стрессу, уже наелись гранул, и они на рычаг нажимать не стали, это — пример способности принимать гибкие решения. Но мыши, переживающие постоянный стресс, хотя и были сыты, продолжали нажимать на рычаг много раз в минуту. Это поведение, которое является скорее автоматическим, чем целенаправленным, считают исследователи.
Ослабленные стрессом

Команда проследила корни действий животных до нейронных путей в мозге. Оба пути начинаются в миндалевидном теле (amygdala), которое обрабатывает стресс, и ведут в область мозга, называемую дорсомедиальным полосатым телом (striatium). Ученые знают, что эта область играет ключевую роль в установлении баланса между опорой на привычку и принятием решений, основанных на цели.
Один из нейронных путей был очень активен у мышей без стресса, когда они учились нажимать на рычаг для получения угощения. У мышей, подвергшихся стрессу, напротив, этот путь был тихим. Используя метод оптогенетики ученые показали, что именно этот путь отвечает за гибкое и целенаправленное принятие решений.
Второй нейронный путь, который идентифицировали исследователи, показал противоположную картину: он был активен у стрессированных мышей, но тих у контрольных, что говорит о том, что он способствует зависимости от привычки во время стресса.
У людей, вероятно, есть такие же пути, что делает «весьма правдоподобным, что это в какой-то форме относится и к людям», говорит Эйке Буабанг, когнитивный нейробиолог из Тринити-колледжа в Дублине. Он добавляет, что результаты исследования могут привести к улучшению лечения расстройств, которые связаны с автоматическим мышлением. Возможно, что психическое расстройство будет влиять только на один из двух путей, — тот, что связан со стрессом. Такое понимание может помочь в разработке целевой терапии в будущем, говорит ученый.