Древние люди делали символические изображения 100 000 лет назад

Ученые Еврейского университета Иерусалима в Израиле, показали, что несколько древних артефактов, изготовленных древними людьми в Леванте между 50 000 и 100 000 лет назад, были украшены тонкими, но «намеренными гравировками». Работа опубликована в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

По мнению археологов, надрезы и канавки, украшающие некоторые древние человеческие артефакты, — это не просто следы износа и случайно нанесенные порезы. Тонкие узоры могут быть ранними признаками символического мышления у древних людей.
Исследователи обнаружили, что некоторые левантийские каменные инструменты содержат четкие геометрические узоры. Линии — это не просто следы износа, как утверждали другие эксперты в прошлом; они требовали намерения, планирования и мастерского исполнения.

Два из проанализированных каменных орудий были изготовлены с использованием техники леваллуазского скалывания каменного века Леванта. Обычно кремневая заготовка (просто кусок подходящего камня) откалывался, чтобы сделать острие, которым можно резать и рубить.
Символическое мышление древних людей
Подобно декоративным ракушкам, красящей охре или другим гравированным артефактам из камня, кости или скорлупы страусиных яиц, эти гравировки могут указывать на символическое поведение, которое не является функциональным — важнейший шаг от полезности к красоте.
Трудно, если вообще возможно, понять намерения древних людей, живших десятки тысяч лет назад, но авторы нового анализа полагают, что обнаруженная ими гравировка нечто большее, чем просто визуально приятный узор.
«Абстрактное мышление — краеугольный камень когнитивной эволюции человека», — говорит археолог и ведущий автор работы Мэй Годер-Голдбергер. Выводы команды основаны на тщательном анализе каменных кремневых артефактов в сравнении с другими древними каменными артефактами, сделанными в том же Леванте.
Два каменных стержня, которые сравнивала Годер-Голдбергер и ее команда, отличаются от других, найденных на севере Израиля, поскольку на их поверхности видны выгравированные узоры, похожие на расходящийся веер линий.

Напротив, насечки, сделанные на лезвии из пещеры Амуд, сделанном более 55 000 лет назад, не образуют четкого узора.
Геометрические линии от каменных орудий сгруппированы в определенных областях, а некоторые из них рассечены отщепами, что предполагает, что они были выгравированы до финальной стадии отщепления, а не после того, как орудие было использовано. Значит это не могли быть следы износа.
Особый интерес представляет каменная плакетка, изготовленная около 54 тысяч лет назад. Это не рубило и не скребок, ее утилитарная цель неясна. Но на ее поверхности также присутствуют геометрические узоры.

Основываясь на сходстве между каменными артефактами, найденными в трех разных местах на севере Израиля, Годер-Голдбергер и ее коллеги считают, что гравировки были созданы «острыми инструментами (вероятно, каменными) путем нанесения одного удара на надрез». Эта техника, по их словам, предполагает «намерение и творчество».
Если авторы правы, то что-то иное, чем пропитание и выживание, могло быть движущей силой создания этих каменных орудий.