Абсолютный слух — это не врожденное качество! Британские ученые развеяли миф

Абсолютный слух — редкая способность, позволяющая человеку безошибочно определять высоту звука, будь то нота музыкального инструмента или бытовой шум, например, звонок в дверь. Этим навыком обладали Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Элла Фицджеральд и Стиви Уандер. Десятилетиями считалось, якобы абсолютный слух формируется в детстве в так называемый «критический период» развития мозга, — а после недостижим.

Как можно развить абсолютный слух: эксперимент
- Эксперимент ученых из Университета Суррея, Англия, включал 12 взрослых музыкантов с разным уровнем подготовки, прошедших восьминедельный онлайн-курс.
- В отличие от предыдущих подобных исследований, новая методика фокусировалась не на высоте отдельных звуков, а на их принадлежности к определенному классу нот, — что и является сутью абсолютного слуха.
- Чтобы избежать использования относительного слуха, участникам исследования запрещалось сравнивать ноты друг с другом, а финальные тесты требовали многократного повторения для исключения случайного угадывания.
Так, добровольцы научились различать в среднем семь нот с точностью 90% и выше. 2 из 12 достигли уровня носителей абсолютного слуха, определяя все 12 нот с высокой скоростью и точностью.
- «Наши результаты доказали: абсолютный слух — это не уникальная способность, доступная лишь избранным. При интенсивном обучении взрослые могут освоить его так же, как другие сложные когнитивные навыки», — заявила доктор Йетта Вонг, ведущий автор нового исследования.
Чем абсолютный слух отличается от относительного?
Абсолютный слух делится на два типа:
- активный – способность напеть любую ноту без опорного звука;
- пассивный – способность определять ноты, но без возможности их воспроизвести.

Относительный слух, — который встречается гораздо чаще, — позволяет определять ноты, но чаще лишь в сравнении с известной опорной нотой.
Что влияет на развитие абсолютного слуха?
Ученые долгое время спорили о том, можно ли научиться абсолютному слуху или он является врожденным. Некоторые исследования ранее показывали, что на эту способность влияют несколько факторов.
- Возраст
Долгое времясчиталось, что абсолютный слух формируется исключительно в детстве и развивается только при раннем обучении. Однако новые данные британских ученых показывают, что взрослые тоже могут его освоить.
- Структура мозга
Западные специалисты отмечали, что у людей с абсолютным слухом более толстая кора в области мозга (которая отвечает за восприятие звука), а также более развитая префронтальная кора (связанная с обработкой музыкальной информации).
- Аутизм
Абсолютный слух чаще встречается у людей с расстройствами аутистического спектра. Например, у детей с аутизмом он проявляется уже в 7-13 лет, а их музыкальная память значительно выше, чем у нейротипичных сверстников, — писали исследователи.
- Язык
В странах с тональными языками (китайский, вьетнамский) абсолютный слух встречается чаще. Например, в исследовании 2005 года 60% китайских студентов, начавших изучать музыку в возрасте 4 лет, обладали абсолютным слухом. Среди их англоязычных сверстников этот показатель составлял всего 14%.
Между тем исследование Университета Чикаго от 2013 года показывало: с помощью тренировок взрослые не только научились запоминать и определять ноты, но и сохраняли эту способность спустя несколько месяцев (однако тогда речь не шла об абсолютном слухе).