Вулканологи раскрыли последствия подводного извержения на озере Карымском
Исследование было проведено в рамках межведомственной комплексной программы научных исследований Камчатского полуострова на 2024-2026 годы. Координатором программы, объединяющей десять научных организаций, выступил КамГУ им. Витуса Беринга в партнерстве с Камчатским институтом развития образования.
Катастрофа на пресноводном озере
В начале января 1996 года в центральной части Камчатки произошло одновременное извержение из двух центров, расположенных на расстоянии 6 км друг от друга: из вершинного кратера вулкана Карымский и северного сектора кальдеры Академии Наук. Если извержение Карымского вулкана продолжается с перерывами до сих пор, то событие в кальдере Академии Наук было кратковременным, но имело серьезные последствия для местной экосистемы.
За несколько часов крупное пресноводное озеро диаметром около 4 км и глубиной до 60 метров превратилось в безжизненный минерализованный водоем с повышенной кислотностью (рН~3). В северной части озера образовался новый полуостров.
«В поступлении вещества в озеро участвовали различные составляющие вулканического процесса: это и магматические газы, аэрозоли, и изверженный вулканический материал – пепел, шлаки. По оценкам ученых, в процессе извержения в воду поступило порядка 250 тыс. тонн вещества, включая, в первую очередь, хлор, серу, фтор, бор, а также различные, в том числе тяжелые, металлы», – рассказывает Елена Калачева, заместитель директора ИВиС ДВО РАН.
До 2012 года проводились регулярные исследования последствий извержения, но вскоре работы были приостановлены из-за недостатка финансирования. Добраться к вулканам можно только на вертолете, что требует почти часа полетного времени в одну сторону от Петропавловска-Камчатского. В течение последующих 10 лет работы в смежных кальдерах проводились эпизодически.
Новая экспедиция к кальдере
Однако в ходе недавней экспедиции в августе прошлого года ученым удалось охватить не только кальдеру Академии Наук с озером Карымским и группами береговых горячих источников, но и кальдеру Карымскую, где у подножия одноименного вулкана расположен крупный очаг разгрузки углекислых высокомагниевых термальных вод.
Специалисты провели гидрологические работы и геохимическую съемку всех термопроявлений, а также взяли пробы воды. В кальдере Карымской, помимо обычного геохимического опробования, были взяты пробы на бальнеологический анализ и проведены измерения диффузионного потока углекислого газа. Эти измерения позволят определить как концентрацию CO2 в приземном слое на конкретном термальном поле, так и оценить вклад Карымской гидротермальной системы в общий углеродный поток с полуострова Камчатка.
«Если говорить с позиции качества этой воды для питьевого и культурно-бытового пользования на современном этапе, то в истоке реки Карымская, вытекающей из озера, есть превышения ПДК по ряду элементов разного класса опасности», – объясняет Елена Калачева.
Исследователи также обнаружили, что из четырех групп горячих источников, возникших после извержения, сейчас действуют только две. То есть исчезнувшие источники образовались не в результате активизации гидротермальной системы, а вследствие взаимодействия горячих продуктов извержения с грунтовыми водами.
Полученные данные помогут лучше понять процессы восстановления водных экосистем после вулканических катастроф и могут быть использованы для прогнозирования последствий будущих извержений.