Риск пандемии птичьего гриппа среди людей возрастает

Хотя многие инфекции протекали в легкой форме, новые данные указывают на то, что разновидности вируса птичьего гриппа H5N1, распространяющиеся в Северной Америке, могут вызывать тяжелые заболевания и смерть, особенно если они передаются человеку непосредственно от птиц. Вирус также адаптируется к новым хозяевам — коровам и другим млекопитающим, что повышает риск того, что он может вызвать пандемию среди людей.
«Риск возрастает с каждым днем — особенно в последние пару месяцев, когда появились сообщения о тяжелых инфекциях», — говорит Сима Лакдавала, вирусолог гриппа из Университета Эмори в Атланте.
Журнал Nature попросил специалистов ответить на вопросы о развитии птичьего гриппа.
Зависит ли степень заболевания человека от того, от кого он заразился — от коровы или от птицы?

Существует два основных варианта вируса H5N1, за которыми следят исследователи: один, называемый B3.13, распространяется в основном среди коров; другой, называемый D1.1, встречается в основном среди диких и домашних птиц, включая кур, выращиваемых для птицеводства.
Вирус B3.13 быстро распространился среди крупного рогатого скота по всей территории США, заразив более 900 стад в 16 штатах, а также других животных, таких как кошки, скунсы и домашняя птица. Зараженные коровы и их молоко содержат высокий уровень вируса, что облегчает передачу патогена между животными и работниками молочных ферм, где доильное оборудование может распылять жидкость в воздух.
По меньшей мере 40 человек заразились от больных коров в Северной Америке, но в этих случаях вирус вызвал лишь легкое респираторное заболевание и воспаление глаз — конъюнктивит. По меньшей мере 24 человека заболели после контакта с больными птицами, и две из этих инфекций, вызванных D1.1, были тяжелыми — один человек пролежал в больнице несколько месяцев, а другой умер.
По словам Лакдавала, эти цифры слишком малы, чтобы исследователи могли определить, является ли один вариант вируса более опасным, чем другой. По ее словам, на результаты могут повлиять такие факторы, как состояние здоровья инфицированных людей и способ заражения вирусом.
Может ли тяжесть инфекции зависеть от того, проглатывает ли человек вирус или вдыхает его?

Работники молочных ферм подвержены риску заражения, поскольку во время дойки они могут вдыхать частицы молока, находящиеся в воздухе, а капли молока могут попадать им в глаза. По некоторым данным, если вирус попадает непосредственно в легкие, он может вызвать тяжелую инфекцию. В исследовании, опубликованном в журнале Nature 15 января, исследовательская группа, в которую входил Хайнц Фельдманн, руководитель вирусологической лаборатории Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США в Гамильтоне, штат Монтана, заразила макак циномолгусов (Macaca fascicularis) вирусом B3.13.
Команда обнаружила, что животные, которым вирус был введен непосредственно в легкие, тяжело заболели, в то время как животные, зараженные через нос или пищевод, не заболели. Все животные, зараженные вирусом, по-прежнему выделяли инфекционные частицы вируса, а значит, могли заразить других животных.
Легкое течение болезни у животных, заразившихся через пищевод, не должно означать, что употребление сырого молока безопасно, предупреждает Фельдман. По его словам, это лабораторные эксперименты, которые не всегда отражают реальность, и перед употреблением молоко следует пастеризовать — нагревать, чтобы уничтожить патогенные микроорганизмы. Разные виды животных также по-разному реагируют на вирус: например, более десяти кошек умерли от птичьего гриппа после употребления сырого молока или мяса, зараженного вирусом H5N1.
«Сырое молоко является реальным фактором риска — не только для гриппа, но и для целого ряда других патогенов», — говорит Фельдманн.
Пандемии могут начаться, если вирус эволюционирует и начнет распространяться между людьми. Происходит ли это?
Вирус птичьего гриппа становится все более искусным в распространении между коровами, согласно анализу вирусных геномов, опубликованному 6 января на сервере препринтов bioRxiv.
Соавтор работы Дэниел Голдхилл, вирусолог из Королевского ветеринарного колледжа в Хатфилде (Великобритания), и его коллеги сообщили, что вирусы B3.13 приобрели генетические мутации за несколько месяцев, прошедших с момента их первого обнаружения у крупного рогатого скота. Эти мутации появились в генах, кодирующих ключевой вирусный белок — тот, который помогает вирусу реплицироваться в клетках, выстилающих дыхательные пути коров и людей.
«Если вирус адаптировался к коровам, то он также лучше приспособлен к тому, чтобы попасть в человеческие клетки», — говорит Голдхилл. — «Это первая ступенька для вируса — и она повышает уровень риска того, что вирус перейдет к людям».

Ученый добавляет, что существуют и другие потенциальные мутации, которые еще больше повышают уровень риска вспышки H5N1 среди людей, но исследователи их пока не обнаружили. Например, в настоящее время вирус предпочитает связываться с одним из типов рецепторов на птичьих и некоторых коровьих клетках, которые не встречаются на человеческих клетках. Но одна мутация в РНК вируса может изменить это предпочтение, облегчив связывание вируса с рецептором, который в изобилии встречается у людей, говорится в исследовании, опубликованном 5 декабря в журнале Science.
По словам Голдхилла, по сравнению с тем, что было десять месяцев назад, сейчас у вируса «на тонну больше возможностей» адаптироваться к новым хозяевам-млекопитающим, поскольку он заразил так много коров и других животных.